Депутаты Государственной думы поддержали сегодня во втором и третьем чтениях поправки в антитеррористическое законодательство, согласно которым в российское законодательство возвращается норма конфискации имущества.
Поправки вносятся в ряд законодательных актов РФ в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и принятием закона "О противодействии терроризму".
Закон вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, согласующие его с новой статьей Уголовного кодекса о конфискации. Согласно этой статье, устанавливается конфискация денег, ценностей и иного имущества, полученных преступным путем, используемых или предназначенных для финансирования терроризма и служащего средством совершения преступления. Также в УПК закрепляется норма, согласно которой такое имущество в неотложных случаях подлежит аресту на основании постановления следователя без получения судебного решения.
Кроме того, закон вносит дополнительные положения в закон "О средствах массовой информации". Так, в условиях проведения контртеррористической операции порядок сбора и получения информации СМИ будет определяться представителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Кроме того, вводится запрет на распространение в СМИ сведений, раскрывающих специальные средства, технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции. При этом порядок получения СМИ информации во время терактов, возможно, будут определять представители оперативного штаба.
Вносятся также поправки в федеральный закон "О противодействии терроризму, определяющие, что решение об использовании за рубежом формирований Вооруженных сил РФ и групп специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против России и ее граждан, принимает президент РФ.
Документ принят 429 голосами - единогласно.
В международном уголовном праве существует два вида конфискации – общая и специальная. Первая подразумевает конфискацию всего без исключения имущества осужденного. Во многих странах такая конфискация запрещена конституцией. Россия же рассталась с ней лишь в конце 2003 года с принятием соответствующих президентских поправок в Уголовный кодекс.
Другая, специальная, конфискация предусматривает безвозмездное изъятие того имущества, которое использовалось для совершения преступления или было получено преступным путем. В международной практике специальная конфискация, как правило, применяется в случаях таких преступлений, как легализация преступных доходов, финансирование терроризма, а также нелегальный оборот наркотиков. Что касается России, то здесь специальная конфискация применяется гораздо шире, в том числе для менее серьезных преступлений.
Напомним также, что согласно данным, полученным в ходе опроса ВЦИОМ, 39% россиян считают конфискацию имущества (причем не только коррупционеров, но и членов их семьи) самой эффективной мерой борьбы с коррупцией. Опрос был проведен 27-28 мая с.г. среди 1,6 тыс. человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.