Палата представителей Национального собрания Беларуси приняла в первом чтении проект закона "О рекламе", предусматривающий регулирование рынка рекламных услуг и развитие рекламного бизнеса с учетом национальных интересов.
"Реклама в современных условиях представляет собой мощный идеологический инструмент, формирующий социальные установки, стиль жизни и потребности общества. Этот инструмент может эффективно использоваться для демонстрации на мировом уровне интеллектуальных, творческих возможностей белорусов и создания благоприятного имиджа республики", - заявил, представляя депутатам законопроект, министр торговли Александр Иванков.
По его словам, "реклама - самостоятельно развивающаяся отрасль экономики, в которой созданы тысячи рабочих мест, и за последний год в развитии рекламного бизнеса наметился качественно новый этап". "Речь идет о превращении рекламного бизнеса в современную отрасль национальной экономики, которая обладает не только собственным потенциалом роста, но и способна стимулировать производство в других сферах, повышать объемы реализации отечественных товаров, работ и услуг", - сказал министр.
По его информации, в настоящее время "емкость рекламного рынка Беларуси составляет 46-50 млн. долларов". При этом А.Иванков признал, что "на рынке рекламных услуг превалирует частный капитал". "В частности, наши отечественные предприятия направляют на рекламу всего лишь 0,4% всех расходов, в то время как по законодательству предусмотрено на этот вид деятельности направлять 2,3% от всех расходов", - сказал министр.
Он также сообщил, что в настоящее время в республике на рекламном рынке работает 418 субъектов хозяйствования, для которых реклама является основным видом деятельности, и 134 субъекта, для которых реклама не является основным видом деятельности.
Как заявил министр торговли, при подготовке законопроекта были изменены и даны новые определения некоторых терминов, а также уточнен круг информации, которая не является рекламой. В частности, уточнил он, впервые введены понятия рекламной деятельности, политической рекламы, объекта рекламирования, рекламы слабоалкогольных напитков, уточнены формулировки социальной, наружной и ненадлежащей рекламы. "Установлено, что действие закона не распространяется на политическую рекламу и информацию рекламного характера, производство и распространение которой являются обязательными в соответствии с законодательством. Например, в соответствии с законопроектом не будет являться рекламой размещенное в прессе приглашение к участию в тендерах и иная подобная информация", - отметил министр.
А.Иванков проинформировал, что "в целях защиты отечественного производственного рекламного рынка введено требование о производстве рекламы отечественных товаров, работ и услуг с привлечением белорусских организаций и граждан". Кроме того, добавил он, предусмотрен разрешительный порядок размещения рекламы на транспорте по аналогии с наружной рекламой, что "должно обеспечить надлежащий контроль за транспортной рекламой и дополнительные поступления в местные бюджеты".
А.Иванков сказал, что во избежание коммерциализации социальной рекламы ее заказчиками определены "исключительно государственные органы, и в проекте закона сохранена норма об обязанности рекламораспространителя безвозмездно распространять социальную рекламу в пределах 5% объема вещания, или основной печатной площади, отведенной для рекламы". Министр заявил, что "ограниченный финансовый ресурс не позволяет государственным органам существенно увеличить количество заказов на производство социальной рекламы". Для решения данной проблемы, сообщил А.Иванков, "в целях государственных интересов в проекте предусмотрена обязанность рекламопроизводителей по безвозмездному производству социальной рекламы в пределах 5% годового объема производства рекламы.
Министр отметил, что в соответствии с проектом документа установлено, что реклама должна распространяться на русском или белорусском языке. При этом он добавил, что исключение сделано для зарегистрированных товарных знаков, рекламы, предназначенной для иностранной аудитории, и всемирно принятых обозначений, не имеющих аналогов в русском или белорусском языке (адреса интернет-сайтов, обозначение стандарта сотовой связи и так далее - "ИФ"). "Реклама на иностранном языке может распространяться только при условии ее дублирования на государственном языке", - уточнил А.Иванков.
Он также сообщил, что впервые в законопроекте оформлен запрет на рекламу потребностей в органах и тканях человека, наркотических средств и психотропных веществ, порнографических материалов и иных предметов порнографического характера, а также на рекламу, направленную на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг под видом законной деятельности. "Запрещена агрессивная реклама, способная побудить человека к насилию или иным опасным действиям для жизни и здоровья других людей. В целях недопущения введения потребителей в заблуждение введен запрет на использование в рекламе немедицинских товаров, работ и услуг образов людей в "белых халатах", - заявил А.Иванков.
Он также сообщил, что законопроектом введены ограничения в отношении содержания и мест размещения рекламы медицинского оборудования и лекарственных средств. В частности, пояснил министр, установлено, что реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, медтехники и изделий медицинского назначения допускается только в периодических печатных изданиях, определенных Минздравом. "Впервые установлены требования к рекламе биологически активных добавок к пище", - сказал А.Иванков.
Он заявил о новых требованиях к рекламе, распространяемой с использованием средств связи. В частности, установлено, что размещение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой электросвязи допустимо только с согласия абонента и не должно влиять на стоимость предоставляемых абоненту услуг связи, проинформировал министр.
В отношении рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, продолжил он, установлены запреты и ограничения, определенные актами президента страны. Дополнительно введено требование об указании в рекламе алкогольных напитков предупреждений о вреде чрезмерного употребления алкоголя, сказал министр. При этом А.Иванков пояснил, что введение каких-либо иных ограничений в отношении рекламы алкоголя и табака "возможно только лишь после внесения соответствующих изменений и дополнений в декреты президента". При этом министр уточнил, что внесение таких изменений в декрет главы государства, регулирующий порядок размещения рекламы табачных изделий, уже запланировано на 2008- 2010 годы. "Результатом этой работы должен стать полный запрет рекламы табака на территории республики к 2010 году", - заявил министр.
А.Иванков сообщил, что впервые устанавливаются ограничения в отношения содержания и мест размещения рекламы слабоалкогольных напитков, то есть напитков с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7%, к которым относится пиво крепостью до 7%.
А.Иванков также отметил, что законопроектом установлены требования к рекламе риелторских услуг, лотерей, иных игровых и развлекательных мероприятий, а также оружия и продукции военного назначения. Проектом документа "введен запрет на увеличение звука трансляции во время рекламных пауз, в то время как отсутствие такого законодательного запрета вызывало большое число нареканий со стороны общественности", - заявил глава Минторга.
Он также добавил, что в законопроекте сохранены требования о запрете прерывания рекламой выступлений руководства страны, государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний, детских и религиозных передач, образовательных передач более чем один раз в течение 15 минут, передач, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут. Устанавливается также запрет на прерывание рекламой передач, продолжительность трансляции которых составляет от 30 до 60 минут, более чем два раза", - сообщил министр.
А.Иванков признал, что, принимая решение о сокращении объемов телевизионной рекламы, необходимо учитывать то, что перед отечественными телеорганизациями поставлена задача по созданию отвечающего самым высоким стандартам телевидения. "Учитывая, что реклама является одним из источников дохода телеканалов, ее уменьшение неминуемо приведет к снижению доходности организаций и скажется на качестве телевизионного продукта", - сказал министр. В этой связи, по его словам, разработчики законопроекта полагают, что "в наших условиях приемлемым является мировой стандарт - 12 минут телевизионной рекламы в час". "В законопроекте объем телевизионной рекламы ограничен 20% объема вещания в сутки, но ко второму чтению документа данный показатель может быть скорректирован", - заявил А.Иванков.
Как сообщает корреспондент "Интерфакс", обсуждение проекта закона вызвало бурную дискуссию среди депутатского корпуса.
В частности, депутат Виктор Кучинский считает необходимым уже сегодня ввести полный запрет на рекламу табачных изделий, не дожидаясь 2010 года. Депутат Мария Худая заявила, что "реклама насилует людей", и предложила на телевидении отвести "специальное время для трансляции рекламы".
Депутат Виктор Гуминский обратил внимание на соблюдение норм этики в рекламировании товаров и услуг. "Неэтично, например, в День великой Победы, после трансляции шествия ветеранов целый день крутить рекламу медпрепарата "Простамол-уна". Складывается впечатление, что в Беларуси у всех мужчин защемило", - сказал В.Гуминский.
В свою очередь, депутат Александр Шатько считает целесообразным упорядочить рекламу лотерей, которая "не должна навязывать людям мысли о гарантированном выигрыше".