Ключевые решения в газовом вопросе между Беларусью и Россией будут приниматься, и это очевидно, на самом высоком уровне. В последнее время даже поутихли популярные ранее формулировки о "споре двух хозяйствующих субъектов", которыми принципиальный момент сотрудничества двух стран пытались вывести из политической плоскости. Сегодня все отчетливо понимают, что газ — это и есть политика.
Версий о том, для чего использует газовый вентиль Россия, высказывается много. От сугубо экономического — взять под контроль белорусскую трубу, до геополитического — создания Союзного государства на условиях Кремля, то есть фактического вхождения Беларуси в состав России.
Белорусские и российские газеты нынче пестрят различными трактовками событий на газовом фронте и их комментариями. Многие из них, как, например, недавняя статья в "Коммерсанте", откровенно похожи на умышленный слив со стороны либо "Газпрома", либо путинской администрации, призванный оказать влияние на общественное мнение, взбаламутить воду и в итоге надавить на белорусскую сторону.
Этот пример информационной войны весьма характерен. Статья о возможном аншлюсе Беларуси, который готовит Россия, вышла в пятницу, 12 мая, а уже в субботу, 13 мая, фактически в нерабочий день, Минск нанес информационный контрудар — в стенах "Белтрансгаза" прошла пресс-конференция заместителя гендиректора белорусской газотранспортной компании Цвитомира Сорохана.
Один из руководителей "Белтрансгаза" вновь высказал позицию Беларуси, заключающуюся в том, что цена на газ для нашей страны, учитывая интеграционный характер отношений с Россией, должна соответствовать уровню цен, выставляемых для Смоленской области. Также много говорилось о взаимной экономической выгоде, хороших партнерских отношениях и нескольких интересных, с точки зрения Минска, предложениях, которые были сделаны "Газпрому".
В общем, белорусская сторона попыталась спешно снизить негативные последствия информационного удара со стороны России, не дать общественному мнению возможности формироваться в невыгодную для себя сторону. В принципе, это самое общественное мнение сегодня практически совпадает с генеральной линией белорусских властей. В большинстве своем белорусы думают примерно теми же стандартами, которыми их беспрестанно потчует национальное телевидение и государственные газеты.
В частности, как показывает апрельский национальный опрос общественного мнения, проведенный независимыми социологами при поддержке группы профессора Олега Манаева, большинство белорусов считает, что Россия поступает не по-братски, повышая для Беларуси цены на газ.
61,3% респондентов назвали решение о повышении цен на газ до европейского уровня несправедливым, так как "Беларусь — ближайший союзник России, Россия не должна требовать от Беларуси такую же цену за газ, как и от других стран". Мнение, что "за товар надо платить столько, сколько он стоит", высказало 30,8% опрошенных.
Как отмечают авторы опроса, среди белорусов широко распространено мнение, что союзнические отношения налагают на Россию "достаточно весомые обязательства, в ситуации серьезного спора или даже конфликта с могучим соседом-союзником белорусы чувствуют себя правыми и обиженными Россией, которая этих своих обязательств не исполняет".
Более того, более половины участников опроса (58%) считают, что единственным способом требовать от России выполнения своих союзнических обязательств может стать, так сказать, "встречный иск". А этот ход — вовсе не плод народного творчества. На это не раз намекало и высшее белорусское руководство, в пику давлению со стороны Кремля говоря о тех дорогостоящих услугах, которые Беларусь оказывает Москве по содержанию на своей территории российских военных объектов, охране границы, воздушного пространства и т.д.
Впрочем, значительная часть населения не считает, что прямое противостояние с Россией, жесткий торг — единственный выход из ситуации. 41,5% опрошенных считают, что белорусские власти должны попробовать "уговорить" Россию не повышать цены на газ.
Как видно, полного единства мнение в обществе не наблюдается, однако необходимо отметить, что опрос проводился еще до того, как белорусская сторона определилась с моделью поведения в данной ситуации и на полную катушку заработала пропагандистская машина.
С учетом этого обстоятельства следует также воспринимать и преобладающие в белорусском обществе мнения о последствиях повышения цены на российский газ. 53,6% считают, что "Беларусь — самодостаточная страна, ее экономика выживет, даже если цены на газ будут повышены до европейского уровня", а 45,5% склоняются к мнению, что "если Россия поднимет цены на газ для Беларуси до европейского уровня, белорусская экономика рухнет".
Вместе с тем 82% опрошенных выразили уверенность, что "Белтрансгаз" "нельзя продавать ни при каких обстоятельствах". Как отмечают авторы соцопроса, такие настроения в народе сильно ограничивают белорусским властям возможность маневра, так как ситуация может сложиться таким образом, что продажа "Белтрансгаза" станет неизбежной не только по экономическим, но и политически причинам. В таком случае власти рискуют быть обвиненными в распродаже Родины, даже если "белорусскую трубу" продадут по рыночной цене.
Но в этом моменте позволив себе с авторами опроса не согласиться. В условиях тотального доминирования на информационном поле государственных ресурсов, подкорректировать общественное мнение в нужную сторону большого труда не составляет. А при том, что значительная часть населения как должное воспринимает любые инициативы власти, решение газового вопроса, каким бы оно ни было, будет подано и, соответственно, воспринято как единственно верное и выгодное для Беларуси.
За исключением, пожалуй, потери страной суверенитета. При таком варианте весьма возможно, что народ власть не поймет.