В декабре в Штутгарте на 7-м форуме, посвященном инновационным технологиям, будет представлена концепция белорусского Парка высоких технологий, сообщило посольство Беларуси в ФРГ. Изюминкой парка является и то, что он создается внутренний оффшор (условно свободная от налогообложения зона), но считаться резидентом парка можно даже не находясь на его территории.
Беларусь собирается конкурировать в сфере оффшорного IT аутсорсинга с Индией, Китаем, Израилем и Ирландией, рассказал «Немецкой Волне» секретарь Наблюдательного совета технопарка Михаил Маханек. И добавил, что этот рынок оценивается сегодня примерно в $ 650 млрд, и Беларусь претендует на часть этого пирога. Привлечь инвесторов и потенциальных резидентов предполагается льготами, которые Маханек назвал «просто потрясающими»
«Прибыль разрешается вывозить из страны, налог на прибыль – нулевой, минимальная ставка подоходного налога – 9%, низкий социальный налог»", - подчеркнул Маханек. - "Такие льготы дают возможность развивать инфрастуктуру, а реальную выгоду получат программисты и разработчики наукоемких проектов. Ожидается, что к концу года администрация сможет принимать заявки на предмет их рассмотрения».
Директор технопарка Валерий Цепкало наконец-то признался, что идея создания ПВТ и положение о парке было разработано инициативной группой белорусских компаний, работающих на зарубежных клиентов и испытывающих дискомфорт из-за инвестиционного климата и налоговой политики, вынуждающей их скрывать доходы.
"Это ограничивает рентабельность и сковывает инициативу", - сказал Цепкало.
Потенциальные участники, комментируя проект создания технопарка, высказывают ряд сомнений и опасений. В рейтингах международных организаций, оценивающих инвестиционный климат, Беларусь занимает 106-е место из 166 стран. На практике частная собственность, в том числе интеллектуальная, не защищена должным образом. Развитие творческой инициативы в сфере высоких технологий в принципе не стыкуется с командными методами управления экономикой и стремлением государства контролировать все и вся.
Эксперты отмечают нестыковки даже на уровне проекта, множественность толкования некоторых его положений. Кроме того, они приводят примеры, когда государство сначала привлекает к участию в каком-то проекте, а потом меняет правила игры, в корне изменяющие положение всех ее участников.
Похожие опасения возникают и у потенциальных иностранных инвесторов. Отмечая квалификацию и высокий уровень знаний белорусских программистов, сравнительно невысокие требования к заработной плате, инвесторы не особо спешат размещать заказы в Беларуси.
"Я предложил своему руководству воспользоваться услугами белорусских IT компаний при разработке очередного проекта", - говорит знакомый программист-белорус, уже более 7 лет легально работающий в США. - "Ответ был предельно краток: "Что ? Беларусь ? Нет, спасибо, Нигерия, Уганда, Беларусь нам не надо. Нам надо что-нибудь понадежнее".
Да и большинство компаний из той инициативной группы, о которой упомнал Цепкало, позиционирует себя на международном рынке отнюдь не как белорусские компании: американские, европейские (у всех есть офисы в развитых странах) или на крайний случай российские.