Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Белорусская таможня ввела «исключительные меры»

Спустя полтора года после публично данного обещания прекратить необоснованную конфискацию российских транзитных грузов и как альтернативный вариант - применять их сопровождение до места назначения, Государственный таможенный комитет Беларуси, наконец, сделал первые шаги в этом направлении, сообщает Белорусский партизан

Председатель ГТК Александр Шпилевский подписал постановление, регулирующее применение таможенного сопровождения транзитных грузов, следующих через Беларусь по процедуре МДП. В постановлении пугает только одно: российский транзит повергался конфискации по одним причинам, а сопровождение вводится по другим.

Официально постановление ГТК Беларуси №75 издано с целью пресечения случаев нарушения Конвенции МДП и «обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь». Между тем, по официальным данным ГТК, сегодня количество недоставок грузов, следующих транзитом через Беларусь, крайне мало и держится в пределах 1%. В белорусской таможне и не скрывают, что поводом для введения стало давнее обещание А.Шпилевского и конфликт России и Беларуси относительно конфискации транзитных грузов. Однако «ларчик» оказался с сюрпризом.

Согласно Постановлению ГТК, поводом для введения таможенного сопровождения будет служить информация о том, что перевозчик ранее не доставил по месту назначения какой-то груз. При этом в качестве такой информации будет восприниматься и факт «непоступления в установленные сроки из таможни назначения информации о доставке товаров такими перевозчиками». То есть перевозчики ставятся в зависимость от добросовестности конкретных сотрудников таможни. Но главное не в этом.

Поводом для конфискаций транзитных грузов в абсолютном большинстве случаев служили какие-либо незначительные претензии к его оформлению, либо проверка ГТК РБ, в результате которой белорусская таможня признавала недействительной регистрацию российской фирмы-получателя, хотя это прерогатива исключительно российского суда. Понятно, что между недобросовестностью перевозчиков, занимающихся переброской контрабанды, и невинно пострадавшими российскими бизнесменами – получателями легальных грузов, о которых говорил еще А.Блохин, существует большая разница. В 2004 году А.Шпилевский давал обещание своему российскому коллеге ввести сопровождение именно при возникновении претензий к оформлению груза. На этом настаивали и владельцы легального российского бизнеса, пострадавшие от бесцеремонности белорусской таможни. Они готовы были платить лишние 300 евро, чтобы не терять сотни тысяч, а в некоторых случаях - миллионы. Но Постановление ГТК не предусматривает введение сопровождения при возникновении каких-либо претензий к оформлению груза по процедуре МДП. Получается, что в этих случаях белорусская таможня по-прежнему сможет применять конфискацию. Зато А.Шпилевский сможет заявить в ответ на претензии российской стороны, что обещание выполнено и, если конфискации происходят, то лишь в крайних случаях.

Правда, не исключен и второй вариант развития событий. Возможно, А.Шпилевский подготовил платформу для отмены порочной практики конфискации транзитных грузов. В этом случае белорусская таможня вполне обоснованно может ожидать увеличения случаев недоставки транзитного товара в таможню назначения, и заранее озаботилась о применении санкций в отношении недобросовестных перевозчиков. В любом случае, как это частенько делается в Беларуси, вышедшее постановление ГТК – это палка о двух концах. Каким из них воспользуется белорусская таможня станет ясно в самое ближайшее время. Постановление вступило в силу 22 ноября, так что ждать результатов осталось недолго.



<Октябрь 2005
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Ноябрь 2005>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011
Экономика