Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подумывает о сворачивании своей деятельности в Узбекистане по причине ухудшения там политической ситуации, сказал в понедельник Рейтер глава отдела развития бизнеса банка Бруно Балванера.
В этом году ЕБРР заявил о намерении прекратить финансирование проектов госсектора в Узбекистане, выразив озабоченность майскими событиями. В середине мая узбекские силы правопорядка открыли стрельбу по демонстрантам в Андижане, что привело к многочисленным жертвам.
"В настоящее время установка ЕБРР заключается в том, чтобы инвестировать только в частный сектор в Узбекистане, - сказал Балванера. - Однако наши акционеры настаивают на полном отказе и полном прекращении деятельности в Узбекистане".
"Мы хотели бы остаться в Ташкенте, однако складывающаяся там политическая ситуация неблагоприятна, - отметил Балванера в кулуарах конференции по вопросам инвестирования, которая проходит в Лондоне. - Обсуждение этого еще продолжается".
В результате майских мятежей в Андижане, по оценкам очевидцев и независимых экспертов, погибли более 500 человек. Узбекские власти заявили о 187 погибших, в основном, по их сведениям, "террористов". Эти события поставили в центр внимания проблему соблюдения прав человека в центрально-азиатском государстве с населением более 20 миллионов человек, среди которых преимущественно мусульмане, возглавляемом Исламом Каримовым.
Несколько человек в Узбекистане были приговорены к тюремному заключению на срок от 14 до 20 лет за участие в майских событиях. Между тем, западные страны и правозащитные организации осудили этот судебный процесс.
Озабоченность проблемой соблюдения прав человека уже заставила ЕБРР прекратить финансирование проектов в двух других бывших советских республиках, Туркмении и Белоруссии.
Балванера отметил, что ЕБРР сокращает деятельность в Узбекистане в последние годы из-за политической ситуации там и застоя экономических реформ. В 2005 году должно быть инвестировано всего порядка $40 миллионов, как и в прошлом году, добавил он.
"В действительности наша деятельность в Узбекистане уже в большой степени сокращена. Нет большой разницы между инвестированием $40 миллионов и тем, чтобы не инвестировать совсем ничего", - резюмировал Балванера.