27 октября 2005 г. глава Комитета по проведению независимого расследования (Independent Inquiry Committee) программы «Нефть в обмен на продовольствие» Пол Волкер обнародовал пятый и окончательный вариант своего доклада. Закончилось расследование, продолжавшееся 18 месяцев и стоившее 30 миллионов долларов.
В рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» правительство Ирака продало $64,2 млрд. баррелей нефти для 248 компаний. В обмен за это 3614 компаний поставили гуманитарной помощи на сумму $34,5 млрд. Откаты за право продавать иракскую нефть получили 139 компаний, за право поставлять гуманитарную помощь – 2253 компании. За поставку нефти откаты составили $228,9 млн. (за счет снижения цены экспорта). С каждого барреля нефти режим Хусейна требовал от 10 до 30 центов США. Когда режим попытался поднять размер отката до 50 центов, поднялся шум, и ООН сказала, что это незаконно/
К сожалению, белорусский бизнес также активно участвовал в них. Среди крупнейших поставщиков товаров по программе гуманитарной помощи в обмен на продовольствие значится целый ряд фирм, которые не являются производителями поставляемых ими товаров. К ним относятся (в порядке, указанном в докладе) 1) Belhasa group (ОАЭ), 2) Белметалэнерго и Инфобанк из Беларуси, 3) Bukkehave (Дания), 4) Ginza Co (Египет). В список входят Российская инженерная компания (REC), фирмы из Китая, Малайзии, Иордании и Сирии.
Белметалэнерго не входит в список валовообразующих предприятий Беларуси. Среди лауреатов конкурса на лучшего предпринимателя не значится. А вот войти в топ-15 ведущих компаний мира по снабжению режима Хусейна гуманитарными товарами – это большое достижение.
"Надо думать, что наша страна от этого получила много полезного: доходы в бюджет от большого товарооборота, новые рабочие места и международный авторитет. С правовой точки зрения мы не имеем оснований в данный момент обвинять белорусские компании, которые участвовали в программе «Нефть в обмен на продовольствие». Не они придумали эти схемы, и не они играли главные роли. Мы можем лишь говорить о моральном осуждении сделок с режимом весьма сомнительной репутации", - говорит Ярослав Романчук, заместитель председателя ОГП.
По мнению Владимира Жаврида, главы белорусской компании Белметалэнерго торговля с Ираком была одним из основных видов деятельности данной компании. Эта фирма тесно работала с белорусским «Инфобанком» (председатель совета директоров Виктор Шевцов). Банк владел 10% акций этой фирмы в момент реализации Программы. Белметалэнерго получил 71 контракт с Ираком на сумму $249,3 млн. Он стал 13 по величине поставщиком гуманитарной помощи в Ирак. Белорусы поставляли трактора, автомобили и строительную технику из Беларуси и России. Из файлов бывшей иракской администрации следует, что Белметалэнерго подписала, как минимум, 20 письменных договоров на осуществление незаконных платежей. Некоторые из них представлены в форме гарантийных писем от Инфобанка. В докладе приводится копия одного из таких договоров № COMM no 1000438 от26.08.2001. Во время проведения интервью по расследованию схем поставок гуманитарной помощи В. Шевцов признался, что это заключение договоров на оплату вознаграждений было обычной практикой. Владимир Жаврид ему не возражал. При этом последний отрицал реализацию откатных схем. Когда ему показали документы, пописанные сотрудниками Белметалэнерго с печатью компании и на ее бланках, В. Жаврид сказал: «Я не знаю, кто их подписывал. Я никогда к ним серьезно не относился». Когда ему показали четыре договора, где значилось его имя и подпись, он заявил, что это фальшивки.
Помимо поставок гуманитарной помощи Белметалэнерго получил 21,6 млн. баррелей нефти на сумму $464,2 млн. на указанный ООН счет. Четыре из шести контрактов Белметалэнерго были подписаны В. Шевцовым. Они проплачивались через американские компании Bayoil и Chevron. За свое участие в сделках Белметалэнерго получал прибыль 5 центов США с каждого барреля. По мнению Шевцова, Белметалэнерго заработал на иракских нефтяных контрактах около $500 тысяч. По контрактам Белметалэнерго Ирак получил откатами около $2,9 млн. через ряд промежуточных компаний. По документам иракского режима Белметалэнерго заплатил около $15.7 млн. за послепродажное обслуживание по 26 контрактам. Сумма за транспортные услуги внутри Ирака Комиссией не установлена.
"Все эти сделки попахивают жареным. Если бы все, что делали белорусские компании было вполне законным, то почему же Инфобанк, которых руководил В. Шевцов, так быстро сменил название? Если П. Волкер или кто-то из ООН намеренно опорочил репутацию честного белорусского бизнеса, то требуется вмешательство белорусского МИДа. Надо подать исковое заявление и потребовать компенсации за нанесенный не только компании, но и нашей стране моральный ущерб за дискредитацию страны. У нас «Народную волю» оштрафовали на 100 млн. рублей за высказанное мнение. А тут «чернят» на страну, а в ответ тишина", - поясняет Романчук.
Что касается поставок нефти, то в числе бенефициаров, с которыми не заключались непосредственные контракты, значится очень много структур со стран бывшего СССР. Так через контракт с ACTEC получали свою нефть коммунистические партии России, Беларуси и Словакии (11 контрактов, 91,5 млн. баррелей из которых было отгружено 71,85 млн. на сумму $1476,4 млн., сумма вознаграждений за предоставленные контракты – $6533,8 тыс.). Белметалэнерго имел 7 контрактов. В графе «косвенные бенефициар» значится Либерально-демократическая партия Беларуси (выделена квота 24,4 млн. баррелей, отгружено 21,62 млн. на сумму $464,1 млн., сумма вознаграждения за контракты - $2,9 млн.).
"Интересно, откуда бывшие сотрудники иракского режима вообще знали название некой мелкой белорусской партии?" - задается вопрос политик.
Отдельной строчкой в таблицах Доклада идет некий мистер Kosak, как косвенный бенефициар договора с белорусским Белнефтехимом.
"Поскольку в докладе указано, что этого товарища зовут Леонид и он занимал должность заместителя главы президентской администрации, то мы можем предположить, что речь идет о Леониде Козике, нынешнем главе Федерации профсоюзов Беларуси, активным членом команды А. Лукашенко", - предполагает Романчук.
По нему были заключены всего два договора (на 3 млн. баррелей с компанией Fossdik и на 6 млн. барр. с «Белнефтехимом). Но нефть отгружена не была.
"Что-то, очевидно, сорвалось. Наличие такой информации отнюдь не говорит о том, что эти структуры как-то замешаны в коррупции, но общественности интересно было бы знать, что получило государство от иракской коммерческой активности этих людей и структур", - подчеркивает зампредседателя ОГП.
В отличие от Белнефтехима у компании «Лада ОМС» получилось Она имела три контракта на поставку 4,7 млн. баррелей. По ним было отгружено 4,68 млн., сумма контрактов – $108,87 млн. выплачено вознаграждений на сумму $149,98 тыс., хотя было договорено на $745 тысяч.