Руководство ОАО "Архангельский траловый флот", владеющего одним из задержанных в Норвегии российских траулеров - "Капитан Горбачев", заявило о том, что требования норвежских властей противоречат законодательству РФ. Как сообщает "Интерфакс", генеральный директор ОАО "АТФ" Юрий Hикулин и председатель совета капитанов Виктор Лощевский направили обращение в адрес участников 34-й совместной российско-норвежской комиссии по рыболовству, проходящей в Норвегии.
Согласно документу, "норвежской стороной предъявлены претензии в связи с неподачей уведомления о начале промысла и информации по выгрузке судна, иных нарушений не зафиксировано". "Претензии предъявлены капитану судна на основании изменений в Правилах рыболовства в зоне острова Шпицберген, принятых в одностороннем порядке норвежской стороной 22.02.05 г., 30.03.05 г. и 05.04.05 г. и введенных в действие с 1 мая 2005 года", - говорится в обращении.
Вместе с тем, подчеркивают авторы документы, "данные документы доведены до сведения всех капитанов судов и судовладельцев отделом конвенционного рыболовства ФГУ "Мурманрыбвод" под грифом "Для сведения, но не для исполнения" ввиду того, что на дипломатическом уровне эти документы российской стороной не ратифицированы".
Как отмечают судовладельцы, в связи с этим капитаны судов в своих действиях руководствуются не Правилами рыболовства в зоне острова Шпицберген, а "Сборником законодательных и нормативных актов в области рыболовства в водах Hорвегии, Фарер и районе действия СВА". Положения этого сборника обязательны к исполнению всеми судовладельцами и капитанами российских судов.
Таким образом, по мнению руководства ОАО "АТФ", капитаны задержанных траулеров оказались в двойственной ситуации. "Если подпишут акт, согласившись с претензиями норвежской стороны, то нарушат российское законодательство, не подпишут - суда оставят под арестом", - отмечается в документе. По словам его авторов, "в данной ситуации Архангельский траловый флот и другие судовладельцы Северного бассейна стали заложниками неурегулированного на межгосударственном уровне вопроса о Правилах рыболовства в островной зоне Шпицбергена".
Судовладельцы назвали "возмутительными" высказывания представителей дипломатических служб, которые подтверждают факт нарушения упомянутых Правил рыболовства российским судном, чем "фактически признают законность предписаний, введенных норвежской стороной в одностороннем порядке".
"Мы просим срочно поставить вопрос на 34-й сессии СРHК о снятии ареста и недопустимости выставления неправомерных штрафных санкций в отношении рыболовного судна ОАО "АТФ" М-0041 "Капитан Горбачев", а также других судов Северного бассейна и до положительного для российской стороны решения вопроса приостановить работу сессии", - говорится в обращении. Кроме того, авторы документа потребовали "внести в решение 34-й сессии СРHК предложение урегулировать спорные вопросы ведения промысла в островной зоне Шпицбергена и на смешанном участке рыболовства на межгосударственном уровне".
"Оставляя нерешенной на дипломатическом уровне данную проблему, государство ставит российских рыбаков в условия, когда единственной возможностью избежать ареста и штрафных санкций является неподчинение требованиям норвежских властей, - подчеркивают судовладельцы. - А рыбаки Северного бассейна хотят работать в условиях правового государства".