Государственная дума РФ приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2006г. За принятие проекта проголосовал 331 парламентарий, против - 95, воздержался - 1. Во втором чтении проект федерального бюджета на 2006г. будет рассмотрен 14 октября 2005г.
Бюджет рассчитан, исходя из прогноза МЭРТ: по инфляции - в размере 7-8,5%, среднегодовой цены на нефть марки Urals - 40 долл./барр. и цене отсечения в Стабилизационный фонд - 27 долл. Расчетный курс рубля составит 28,6 руб. за 1 долл. Укрепление рубля ожидается не более 4%.
Доходы бюджета-2006 ожидаются в размере 5 трлн 46 млрд 137,5 млн руб., общий объем расходов - 4 трлн 270 млрд 114,7 млн руб. Процентные расходы федерального бюджета на следующий год запланированы в объеме 202 млрд 482,2 млн руб., непроцентные расходы - 4 трлн 67 млрд 632,5 млн руб. Профицит, как ожидается, составит 776 млрд 22,8 млн руб.
Поступления в бюджет налога на добавленную стоимость (НДС) по импорту товаров в 2006г. составят 510,6 млрд руб. Сумма налога рассчитана на основании прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта из стран дальнего зарубежья, из стран СНГ и из Белоруссии в размере 104,3 млрд долл. Потери федерального бюджета связаны с применением пониженной ставки налога на ряд товаров в размере 10% и оцениваются в 32,5 млрд руб. Поступления НДС по импорту товаров из Белоруссии прогнозируются в размере 39,4 млрд руб. Кроме того, сумма поступлений в федеральный бюджет от акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, в 2006г. составит 21 млрд 661,4 млн руб.
По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, бюджет на 2006г. мог стать бюджетом упущенных возможностей, но становится действительно бюджетом развития. По его мнению, бюджет на 2006г. может решить вопросы и роста экономики, и инвестиций в человека, и роста социальных гарантий. "Именно эти вопросы обсуждались сегодня на заседании", - пояснил Б.Грызлов. Он отметил, что бюджет на 2005г. больше бюджета на 1999г. в долларовом исчислении почти в 9 раз, то есть выросла денежная масса, которой надо правильно управлять. И на заседании палаты вместе с представителями правительства обсуждались как раз вопросы управления денежной массой, отметил спикер.
Что касается макроэкономических показателей проекта федерального бюджета на 2006г., то они не вызывают вопросов, сказал Б.Грызлов. Он отметил, что инфляция, которая прогнозируется в 2006г. на уровне 7-8,5%, по сравнению с 2000г. уменьшилась в 2 раза, а уменьшение инфляции - это главная задача.
Также Б.Грызлов заявил, что при подготовке проекта федерального бюджета на 2006г. ко второму и третьему чтениям будет уточняться ряд показателей, в частности будут изыскиваться деньги на реализацию задач, сформулированных президентом РФ - развитие социальной сферы, медицины, образования и т.д. На эти цели будет выделено не менее 100 млрд руб. Эту сумму, по мнению спикера Госдумы, можно выделить за счет снижения расходов по содержанию госаппарата.
Как сообщал ранее другой представитель фракции ЕР, вице-спикер Владимир Пехтин, депутаты Госдумы при обсуждении проекта федерального бюджета на 2006г. хотят обеспечить увеличение объема госфинансирования ипотечных программ. Он отметил, что в результате увеличения госфинансирования в 2006г. ставки по ипотечному кредитованию могут быть снижены с 14 до 10%. По его словам, главной заботой депутатов при подготовке ко второму чтению проекта бюджета станет обеспечение реализации президентских инициатив.
В.Пехтин считает, что из-за несбалансированности региональных и муниципальных бюджетов может быть сорвано выполнение социальных задач, поэтому, отметил он, ко второму чтению необходимо пересмотреть размеры межбюджетных трансфертов и увеличить помощь регионам.
Кроме того, по мнению депутата, при дальнейшей работе над законопроектом необходимо внести поправки в бюджетное законодательство РФ, касающиеся порядка формирования и использования средств Инвестфонда, критериев и условий отбора инвестиционных проектов, порядка их утверждения. Также, считает В.Пехтин, необходимо обеспечить прозрачное отражение расходов бюджета, объемов средств, направляемых на реализацию определенных президентом РФ приоритетных национальных проектов. По мнению вице-спикера, деньги на программы из социального послания Владимира Путина можно найти за счет перераспределения расходов и их оптимизации. "Кроме того, необходимо продолжить практику досрочного урегулирования внешней задолженности", - заключил депутат.
Напомним, 5 сентября Владимир Путин рассказал, куда именно он планирует израсходовать дополнительные 115 млрд руб., предусмотренные в бюджете-2006 по просьбе депутатов "Единой России". "Шальные" нефтяные деньги будут инвестированы в "человеческий капитал" - здравоохранение, образование и ипотеку", - объявил президент. В.Путин предлагает оснастить новым диагностическим оборудованием более 10 000 муниципальных поликлиник, повысить зарплату врачей на 10 000 руб., а медсестер - на 5000 руб., обновить автопарк "Скорой помощи" и сделать в четыре раза доступнее высокотехнологичную медицинскую помощь, построив центры высоких медицинских технологий в отдаленных регионах страны. В области образования президент предлагает не менее половины российских школ к 2008 г. подключить к Интернету, построить новые университеты в Южном и Сибирском федеральном округах, а в столицах открыть бизнес-школы. Президент собирается учредить не менее 5000 индивидуальных грантов для школьников, студентов и молодых специалистов. Средняя зарплата квалифицированных научных сотрудников должна вырасти до 30 000 руб. А 10 000 лучших учителей будут ежегодно награждаться премией в 100 000 руб.
Сам российский президент не назвал сумму, в которую выльется воплощение этих планов в жизнь, однако ее обнародовал Борис Грызлов. "На реализацию приоритетных социальных программ, предложенных президентом, в 2006 г. потребуется не менее 100 млрд руб.", - сказал он. На макроэкономическую ситуацию новые социальные расходы практически не повлияют, прогнозируют эксперты. Эта сумма составляет всего 0,5% ВВП и для бюджета непринципиальна.
Кроме того, сегодня Госдума также приняла в первом чтении и в целом поправки в статью 96 Бюджетного кодекса РФ, уточняющие базовую цену на нефть марки Urals. Предлагается повысить базовую цену на сырую нефть марки Urals, которая применяется для формирования Стабилизационного фонда, со 146 долл. до 197,1 долл. за тонну, то есть с 20 долл. до 27 долл./барр. За принятие законопроекта проголосовали единогласно 385 депутатов.
Также были приняты в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ и закон "О бюджетной классификации РФ". Поправки вносятся в связи с изменениями, произошедшими в процессе исполнения бюджетов РФ в 2005г. Предлагается, в частности, разделить по доходам местные бюджеты на бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений. Законопроект детализирует бюджетную статью "Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности". Вводятся новые виды доходов в части субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам. Они вводятся: для финансового обеспечения переданных органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели; на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан России и для других целей.
Законопроект также предусматривает создание инвестиционного фонда по разделу "Общегосударственные вопросы". Вводится целевая статья "Федеральный фонд регионального развития", а также новый вид расходов "Обеспечение деятельности Общественной палаты РФ". За принятие данного законопроекта в первом чтении проголосовали 345 депутатов, 36 - против.