С 1 июля в Беларуси вводится в действие государственный стандарт на мороженое - СТБ 1467-2004 "Мороженое. Общие технические условия". Он уточняет требования к сырью, упаковке и маркировке этой продукции, методам контроля, условиям хранения и срокам годности.
Как отметил заместитель директора по стандартизации Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Валерий Гуревич 8 июня на заседании круглого стола в Минске, госстандарт на мороженое разработан в Беларуси впервые. До сих пор при производстве мороженого предприятия руководствовались различными техническими условиями. Всего таких документов было около 20. Цель стандарта - заменить их единым документом. Стандарт "никоим образом не ограничивает производителей", но "позволяет защитить потребителя", подчеркнул В.Гуревич.
В зависимости от применяемого сырья, отметил он, стандарт четко классифицирует мороженое по шести основным группам: на молочной основе, на плодово-ягодной, на основе сахара, шербеты, молокосодержащее мороженое и мороженое, изготовленное без фризерования (пищевой и фруктовый лед). Госстандарт содержит основные требования к качеству продукции, определяет содержание жира, сахарозы, сухих веществ, а также требования безопасности к мороженому.
Как сообщила консультант управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Беларуси Ольга Полищук, в Беларуси мороженое производят более 50 предприятий; общий объем производства составляет 25-27 тыс. тонн в год. На белорусском рынке присутствует 150 сортов мороженого, включая импортируемое из России (около 4 процентов от общего объема реализации).
Потребление мороженого в Беларуси составляет от 4 до 7 кг на душу населения в год, тогда как, например, в США - 23 кг, в Италии - 27 кг. Однако, несмотря на рост количества производителей и поставщиков мороженого в Беларуси, объем его реализации начиная с 2000 года заметно снизился.
По словам главного специалиста продовольственного отдела управления потребительского рынка Мингорисполкома Светланы Зайцевой, с 1999 года потребление мороженого в Минске снизилось с 10 тыс. до 6-6,5 тыс. тонн. "Мы связываем это с появлением на рынке широкого ассортимента других сладостей: глазированных сырков, кондитерских изделий, тортов, - сказала она. - Тем не менее, ежедневный объем продаж мороженого в Минске составляет порядка 40 тонн".
Реализацию мороженого в белорусской столице осуществляют более тысячи предприятий торговли и общественного питания. В большинстве магазинов покупателю могут предложить около 30 наименований этой продукции, а в отдельных предприятиях торговли - от 80 до 100.