Счетная палата РФ пришла к выводу, что минимизация налоговой базы и уклонение от уплаты налогов возможны и по-прежнему используются в РФ из-за несовершенства налогового законодательства. Такой вывод содержится в аналитической записке, посвященной проблемам налогового, бюджетного, таможенного и банковского законодательства, которую коллегия Счетной палаты рассмотрела на заседании в пятницу.
"Лазейки" в налоговом законодательстве, которыми успешно пользовались российские компании на протяжении последних как минимум 10 лет, впервые стали предметом "наступления" налоговых органов в 2003 году, когда началось показательное "дело ЮКОСа", приведшее к фактическому банкротству некогда крупнейшей российской компании.
Это серьезно впечатлило российский бизнес, представители которого в начале 2005 года пожаловались на разгул налоговиков президенту РФ Владимиру Путину. Тот пообещал упорядочить налоговые проверки и сделать их требования прозрачными и понятными. Сейчас правительство дорабатывает поправки в Налоговый кодекс, предложенные после этого обещания.
В сообщении Счетной палаты говорится, что, несмотря на ужесточение позиции государства в отношении неплательщиков, налогоплательщики продолжают использовать схемы минимизации налогов, используя несовершенство законодательства.
"Наряду с занижением цены сделок в рамках так называемых внутрикорпоративных операций, применяемых в целях минимизации налогов крупными нефтяными компаниями, сокрытие налоговой базы широко используется и экспортерами товаров и услуг", - делает вывод Счетная палата.
В качестве примера аудиторы приводят операцию Новороссийского морского пароходства, недоплатившее, по подсчетам палаты, в бюджет порядка 220 миллиона рублей налогов после того, как передало зарубежной "дочке" нефтеналивные суда по низким ценам.
Аудиторы считают, что бюджет недополучает также за счет существующей практики многоступенчатой отгрузки алкогольной продукции, которая позволяет занижать в исходных документах ее объемы по сравнению с фактическим количеством.
В записке говорится, что серьезного реформирования требует и практика возмещения НДС организациям-экспортерам, на которую неоднократно жаловались сами налоговики. По данным Счетной палаты, с 2000 по 2004 г. сумма возмещения НДС возросла в 3,3 раза, тогда как поступление этого вида налога в бюджет увеличилось лишь вдвое.
Аалитическая записка будет отправлена в правительство РФ, Госдуму и Совет федерации.