Под председательством Премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сидорского 17 марта 2005 г. пройдет заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь. На заседании будет рассмотрен вопрос о работе жилищно-коммунальных служб по обеспечению надлежащего учета расхода тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда, вскрытых фактах нарушений и ответственности Минжилкомхоза, других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома за проведение указанной работы.
Основными критериями регулирования тарифов в 2004 году являлись: обеспечение уровня возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в размере 60%; недопущение роста тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги более чем на 4 – 5 долларов США в год в эквиваленте по курсу Национального банка; снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг не менее чем на 20%; снижение удельного веса оплаты за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения.
В целях выполнения установленных параметров организациями жилищно-коммунального хозяйства в 2004 году особое внимание уделялось снижению затрат на оказание услуг. По данным Минжилкомхоза, за счет экономии материальных, топливно-энергетических ресурсов, сокращения непроизводительных издержек снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг в среднем по республике за 2004 год составило 20,2%.
В результате индексации тарифов и повышения платы за техническое обслуживание жилых домов платежи за жилищно-коммунальные услуги (с учетом газа и электроэнергии) семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров, в декабре 2004 г. по сравнению с декабрем 2003 г. в среднем по республике увеличились на 10,8 тыс. рублей (13,4%), или на 4,99 доллара США, что соответствует требованиям Президента Республики Беларусь.
Опережающий рост доходов населения в 2004 году по сравнению с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги позволил обеспечить снижение удельного веса платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения. Так, если в январе 2004 г. удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах семьи, состоящей из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире, при двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской составлял с учетом отопления 14,3%, то в декабре 2004 г. данный показатель составил 10,4%, при двух работающих в бюджетной сфере – соответственно 14,5% и 11,2%. Для семьи из двух пенсионеров, проживающей в двухкомнатной квартире, удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги снизился за указанный период с 30,7% до 22,9%.
Вместе с тем проверками, проведенными Комитетом государственного контроля и Прокуратурой в организациях жилищно-коммунального хозяйства, установлены серьезные нарушения в расчетах с населением за отопление жилых помещений и горячее водоснабжение.
На дату проверки в целом по республике из 21 тыс. установленных приборов учета тепловой энергии 8,3% находились в неисправном состоянии.
Имели место факты прямого обсчета населения со стороны жилищно-эксплуатационных организаций.
Вопросы упорядочения системы расчетов с населением рассмотрены на заседаниях облисполкомов, Минского горисполкома, коллегии Минжилкомхоза. Приняты меры по устранению выявленных нарушений и их недопущению в дальнейшем. Рабочими группами с выездом на места оказана практическая помощь в устранении имеющихся недостатков.
Минжилкомхозом совместно с Минэнерго и по согласованию с Минэкономики разработан и утвержден временный порядок взаиморасчетов между энергоснабжающими и жилищно-эксплуатационными организациями, а также внедрены формы бланков первичного учета расхода тепловой энергии.
Вопросы установки, эксплуатации, проверки и ремонта приборов группового учета, договорных отношений между участниками процесса производства и эксплуатации данных приборов, поставщиками и потребителями тепловой энергии рассмотрены на республиканском семинаре.
По данным облисполкомов на 15 марта 2005 г. из 1817 приборов, находившихся на момент проверок в неисправном состоянии, отремонтировано и принято на коммерческий учет 1015.
К дисциплинарной ответственности привлечены 124 виновных должностных лица, в том числе 4 руководителя организаций жилищно-коммунального хозяйства освобождены от занимаемых должностей.
Принятые Минжилкомхозом, Минэнерго, облисполкомами и Минским горисполкомом меры позволили при начислении платежей за оказанные в феврале 2005 г. жилищно-коммунальные услуги практически исключить перерасчеты с населением.