В Беларуси недостаточно развита правовая база для защиты интернет-пользователей от несанкционированных почтовых рассылок — спама. Об этом было заявлено 11 февраля в Минске в ходе первой белорусской научно-практической конференции "Спам: тенденции, методы и технологии защиты".
"Для того чтобы эффективно бороться со спамом, мы должны иметь четкое представление, с чем мы боремся. В белорусских законодательных актах пока нет определения, что такое спам", — отметил в своем выступлении на форуме заместитель начальника управления передачи данных РУП "Белтелеком" Олег Шиманский.
В то же время, принимавшие участие в конференции юристы отмечали, что с точки зрения белорусского законодательства коммерческий спам можно рассматривать как рекламу, не соответствующую требованиям законодательства. В частности, в отношении спама можно применять правила о том, что при платном справочном, телефонном или компьютерном обслуживании рекламировать свой товар можно только с согласия абонента. По мнению юристов, данный подход можно применять к потребителям интернет-услуг — обычным гражданам, а при использовании спама в отношении конкурентов возможно применение норм законодательства о недобросовестной конкуренции.
По мнению генерального директора портала TUT.BY Кирилла Волошина, если четыре года назад спам был крайне редким явлением и его объем не превышал нескольких процентов в почтовом трафике, то сейчас на долю спама приходится до 60-70 процентов входящей электронной корреспонденции. Вследствие этого предприятия, где электронная почта стала неотъемлемой частью производственного процесса, несут от спама значительные издержки, связанные с необходимостью приобретения программного обеспечения для борьбы с рекламными рассылками, покупки более широкого интернет-канала, а также потерей ими рабочего времени на обработку спама.
Как отмечают специалисты, специфика белорусского рынка спама состоит в том, что практически все несанкционированные письма попадают к пользователям электронной почты из-за рубежа, в частности из России. При этом, по данным российского интернет-проекта "Антиспам.ру", отмечается разный уровень качества рассылок. Англоязычные письма готовятся и рассылаются настоящими профессионалами. Русскоязычная рекламная рассылка не профессиональна в плане дизайна. К тому же российский спам в 10-20 раз больше англоязычного по размеру одного сообщения.
Конференция, посвященная тенденциям и технологиям защиты от спама, прошла в Беларуси впервые. Организаторами форума выступили Институт общественных связей и портал TUT.BY при поддержке объединения "Белтелеком" и Министерства связи и информатизации. Участие в конференции приняли более 40 представителей компаний, экспертов в области информационных технологий и представителей ведущих СМИ.