Весь прошедший январь завод в Мозыре работал в чрезвычайных условиях. Как сообщает Радыё Свабода, ситуация, когда Мозырский НПЗ оказался на грани остановки производства, возникла не по причине отсутствия сырья или сбоев в производственном процессе. Сложности, прежде всего, возникли с экспортом готовой продукции. По словам заместителя генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов Сергея Солодовникова, причин тому несколько.
В начале года прибалтийские порты из-за плохой погоды не смогли принять танкеры. Именно через эти порты осуществляется отгрузка продукции Мозырского НПЗ в западноевропейские страны, США, Африку. Не меньшую проблему создал переход с Россией на взимание НДС по стране назначения. В случае с заводом эта проблема более усугубилась, поскольку все сырье поставляется на переработку из России. Специалисты из Мозыря долго не могли получить разъяснения по порядку оформления поставок нефти – с налогом или без него, что неизбежно повлияло на ритмичность работы предприятия.
Кроме того, предприятие не отгружало продукцию в Россию, так как отсутствовали гарантии на оплату налога на добавленную стоимость российской стороной. Более того, в связи со сменой законодательства, поставщики углеводородного сырья на переработку, которые загружают завод и дают работу коллективу, должны иметь лицензию на экспорт готовых нефтепродуктов за пределы Беларуси. Поскольку быстрое получение необходимой лицензии в Министерстве торговли (вообще любой лицензии) не представляется возможным, замедлился вывоз готовой продукции из резервуаров.
Серьезную обеспокоенность у нефтепереработчиков вызывает и требование белорусских таможенников оплачивать полный экспортный налог при экспорте нефтепродуктов в страны, не входящие в Евросоюз. Выполнение этого требования белорусской таможни сильно «вымывает» оборотные средства предприятия.
По мнению председателя независимого профсоюза нефтеперерабатывающего завода Юрия Швеца, эти проблемы через неделю или месяц, но в любом случае, будут урегулированы. Однако рабочий коллектив особенно волнует требование правительства жестко привязать зарплату к прожиточному минимуму - 138 тысяч рублей (64 USD) в месяц - и соответственно к тарифной ставке первого разряда. Между тем, на нефтеперерабатывающем заводе ставка первого разряда значительно выше и составляет 253 тысячи рублей в месяц. Для рабочих и служащих предприятия это означает, что рост заработной платы замораживается как минимум до того времени, пока прожиточный минимум не вырастет до 253 тысяч рублей. В настоящее время средний размер заработка на заводе составляет в эквиваленте 350 долларов в месяц. Однако в ближайшем будущем никаких повышений в оплате труда нефтепереработчиков не предвидится.