18 января в Москве состоялась встреча министра транспорта РФ Игоря Левитина с министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Михаилом Боровым, сообщили «АБН» в пресс-службе российского министерства.
Открывая встречу, И.Левитин отметил, что ежегодный прирост объемов перевозок грузов между Россией и Беларусью составляет 20-25%. Вместе с тем, отметил российский министр, пока на рынке доминируют белорусские перевозчики, доля которых превышает 80%. Доля же российских перевозчиков продолжает падать из-за различных условий хозяйствования, при которых они оказываются относительно неконкурентоспособными по сравнению с белорусскими.
В свою очередь М.Боровой высказался в пользу скорейшей отмены разрешительной системы на перевозки грузов автомобильным транспортом в/из третьих стран. В свою очередь, И.Левитин обратил внимание белорусского коллеги на то, что соглашения, регулирующие двусторонние отношения России в сфере международного автомобильного сообщения, направлены на обеспечение паритета участия национальных перевозчиков в перевозке грузов и не предусматривают участие в них перевозчиков третьих стран.
В качестве примера негативных последствий нарушений паритета он привел ситуацию на российско-итальянском рынке перевозок, где на долю итальянских и российских перевозчиков приходится менее, чем по 25% перевозок, а свыше 50% выполняют перевозчики третьих стран. В результате, несмотря на интенсивный рост внешней торговли, итальянская сторона в течение последних трех лет перестала выдавать российской стороне необходимое количество разрешений на выполнение перевозок. В целом, ежегодные финансовые потери от участия перевозчиков третьих стран в перевозках российских грузов оцениваются в 250-300 млн. евро.
Доля белорусского транспорта является доминирующей в перевозках грузов из третьих стран в Россию. В 2003 году белорусскими перевозчиками было ввезено в Россию свыше 1,1 млн. тонн импортных грузов, за 9 мес. 2004 года - свыше 800 тыс. тонн. При этом свыше 80% объема грузов перевозится на наиболее привлекательных для российского автотранспорта направлениях.
По мнению И.Левитина, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание совместных российско-белорусских предприятий. "Это позволит обеспечить равные условия хозяйствования для перевозчиков и станет хорошим импульсом для создания цивилизованного рынка перевозок и развития конкуренции", - подчеркнул И. Левитин. Он предложил обсудить этот вопрос на очередном заседании Совета министров Союзного государства, которое намечено на конец марта. Для подготовки предложений к заседанию Совета министров было решено создать совместную рабочую группу. Ее возглавят заместитель министра транспорта РФ С.Аристов и первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Н.Верховец.