Ожидаемые изменения правового режима деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) замедлили их развитие. Об этом сообщил "Интерфаксу" заместитель главы администрации СЭЗ "Брест" Валерий Раинчик.
Он отметил, что резиденты СЭЗ "Брест" и инвесторы настороженно относятся к готовящимся изменениям законодательства, регулирующего деятельность свободных экономических зон. По его словам, уже в течение 2 месяцев все действующие в СЭЗ "Брест" резиденты находятся в "подвешенном состоянии". Он также не исключает, что некоторые из них рассматривают возможность прекращения деятельности в рамках СЭЗ.
Кроме того, сложившаяся в настоящее время ситуация делает ненужными все существующие наработки. Неопределенность отразилась на уже сформированном портфеле проектов, так как инвесторы приостановили работы по их осуществлению, отметил В.Раинчик.
Как ранее сообщалось, в органах госуправления Беларуси готовится нормативно-правовой акт, предполагающий изменения правового режима деятельности СЭЗ в целях предотвращения недобросовестной конкуренции с их стороны. Проект документа предусматривает распространение на резидентов СЭЗ таможенных и налоговых льгот только в случае экспорта производимой ими продукции. Если резидент СЭЗ будет реализовать продукцию на внутреннем рынке, то с ее реализации он должен будет уплатить все предусмотренные для обычных предприятий налоговые и таможенные платежи. Исключение будет составлять продукция, включенная в разрабатываемый на основе госпрограммы импортозамещения перечень. Кроме того, в соответствии с проектом унифицируются налоговые льготы для резидентов всех белорусских СЭЗ.
В рамках документа также планируется принятие перечня видов деятельности, размещение которых в СЭЗ будет считаться нецелесообразным. К числу запрещенных в СЭЗ производств могут быть отнесены выпуск кондитерских изделий, мясо-молочной продукции, а также продукции легкой промышленности.
В настоящее время прибыль резидентов СЭЗ "Брест", "Гомель- Ратон" и "Минск" от деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, облагается по ставке 15%, резидентов "Гродноинвест" и "Могилев" - 12%.
Прибыль, полученная резидентами свободных экономических зон за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. Прибыль, направленная резидентами зон на инвестиции в Беларуси, не подлежит налогообложению. В отличие от резидентов ранее созданных зон резиденты СЭЗ "Гродноинвест" и "Могилев" не имеют льгот по налогу на добавленную стоимость. Не менее 60% продукции резидентов должно направляться на экспорт, и не более 40% - на внутренний рынок. Специальный правовой режим в этих СЭЗ распространяется только на ориентированную на экспорт продукцию и продукцию импортозамещения, в то время как в СЭЗ "Брест", "Минск", "Гомель- Ратон" и "Витебск" под специальный режим подпадает также товар, реализуемый на местном рынке. Резиденты СЭЗ "Гродноинвест" и "Могилев" уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленную резидентами СЭЗ "Гродноинвест" и "Могилев" на инвестиции.
По данным Минстата, по состоянию на 1 октября 2004 года в качестве резидентов СЭЗ зарегистрирована 291 организация против 270 по состоянию на аналогичную дату 2003 года. Из них действующими являются 269 организаций, или 92,4% от общего количества. Резиденты СЭЗ в январе-сентябре 2004 года увеличили объем экспорта в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2003 года до $330,6 млн. Выпуск продукции в СЭЗ вырос на 55,5% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года до 871,7 млрд.бел.руб. По состоянию на 1 октября 2004 года резиденты СЭЗ привлекли с начала деятельности $148 млн. иностранных инвестиций (без учета банков-резидентов), из которых 33,1% получено в виде взносов в уставный фонд.