Налог на бренды советской эпохи, как один из способов создания равной конкурентной среды для производителей, предлагает ввести Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). "По-прежнему остается открытым вопрос об использовании обозначений, долгое время использовавшихся в СССР (например, такие как сырки "Янтарь" и "Дружба"). После распада и приватизации госпредприятий произошел тот процесс, когда кто первый - того и тапки. Нынешним законом о товарных знаках этот момент не регулируется", - сообщил накануне на коллегии министерства образования и науки РФ глава Роспатента Борис Симонов.
"Одно из возможных решений - не пересматривая итоги приватизации, уравновесить конкурентные преимущества, введя налог на то, что производитель стал пользователем раскрученного бренда", - предложил Симонов в своем докладе. По его словам, в результате "успокоятся все те, кто производил некачественную продукцию, потому что налог им будет не по карману". Симонов добавил, что альтернативой такому решению может стать коллективный товарный знак, "который позволяет использовать его всем тем, кто добросовестно выпускает продукцию". Сегодня, по словам Симонова, в России зарегистрировано всего 17 таких знаков, половина из которых принадлежит иностранным правообладателям.
Всего же, по данным Роспатента, "на рынке действуют 300 тысяч товарных знаков, две тысячи из которых "унаследованы" от советской эпохи". "Давайте найдем компромиссное решение, которое позволит всем развиваться в конкурентной борьбе, но в равных условиях", - добавил глава Роспатента, подчеркнув, что любое из решений может быть принято только добровольно, при обсуждении широким бизнес-сообществом. При этом, по словам Симонова, просто аннулировать товарный знак нельзя, так как это повлечет за собой поток контрафактной продукции. "В начале 90-х мы имели такой опыт, и цена вопроса тогда была - 30 тысяч смертей за год из-за "паленой" водки", - сказал Симонов.