Падение капитальных инвестиций и выпуска промышленного сектора, спад потребления продовольственных товаров в ноябре и развернувшаяся девальвация рубля вместе с растущей инфляцией свидетельствуют о стагнации в российской экономике, которая грозит перейти в глубокую рецессию в 2015 году, говорят аналитики.
Объем инвестиций в основной капитал в ноябре 2014 года упал на 4,8 процента в годовом выражении, что стало самым глубоким падением с января этого года.
Российская промышленность сократила объемы производства в ноябре и показала худший результат с июня 2013 года: объем промпроизводства упал на 0,4 процента в годовом выражении, в основном за счет обрабатывающих производств, сообщает Reuters.
В сентябре и октябре промышленный сектор демонстрировал существенный рост на фоне активной господдержки.
Замедление или более глубокое падение выпуска отмечается в машинах, оборудовании, газовых турбинах, крупных категориях в автомобильной отрасли. В фундаментальных отраслях - стагнация или ухудшение ситуации.
Сфера услуг и розничная торговля два последних года поддерживали на плаву российскую экономику, не давая ей скатиться в стагнацию, но уже в прошлом году позитивный тренд начал постепенно снижаться, перейдя к явному ухудшению во второй половине текущего года, и к концу года ситуация радикально изменилась.
Рост реальных денежных доходов населения в ноябре сменился падением.
По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в прошлом месяце упали к соответствующему периоду предыдущего года на 4,7 процента.
При этом население оставляет за собой право на фоне ежедневно дешевеющего рубля и роста цен приобрести в конце года нужные и ненужные товары и услуги, исходя из принципа "бери сейчас, потом дороже будет".
Оборот розничной торговли в России в ноябре вырос на 1,8 процента к аналогичному периоду прошлого года.
После последнего экстренного повышения ставок ЦБР экономические ведомства обещают пересмотреть свои прогнозы, которые резко устарели, поскольку у ЦБР ожидался рост экономики в следующем году около нуля, а у Минэкономики - спад на 0,8 процента.
Однако, ноябрьская статистика предшествует валютному кризису, который разворачивается в последние несколько недель декабря, а также аварийному повышению процентных ставок Центробанком в ночь на вторник.
Райффайзенбанк до усиления падения цены на нефть (до $60 за баррель) ожидал сокращения ВВП в 2015 году на 1,5 процента, сейчас прогноз стоит на пересмотре и возможный сценарий - спад около 4 процентов.
В политике ЦБР в 2015 году по-прежнему останется курс на замедление инфляции и обеспечение финансовой стабильности, говорят экономисты.
Власти наметили согласованные действия для стабилизации курса, направленные на увеличение выдачи валютной ликвидности банкам и их докапитализацию, правительство велело экспортерам продавать валютную выручку ритмично и стабильно, чтобы избежать резких колебаний курса.
Минфин объявил о начале продажи валютных остатков федерального бюджета на $7 миллиардов, а ЦБР провозгласил целый ряд мер, направленных на поддержку финансового сектора.
"Россия не нуждается в притоке капитала, а должна замедлить отток и избежать внутренней долларизации. Это редкий случай для страны в таких условиях (профицита платежного баланса) столкнуться с валютным кризисом. Вот почему выборочные и хорошо проработанные механизмы контроля за капиталом могут иметь смысл. Введение контроля за движением капитала не обязательно плохо само по себе. Выборочный контроль капитала может помочь привести экономику обратно к рублевым операциям, предотвращая долларизацию", - написали аналитики Barclays.