Последнее обновление: 19.04.2024 11:07

Мясникович и его новое заклинание – обмен активами

К началу 2014 года белорусское правительство подошло с окончательно устоявшимся мнением, что белорусскую экономику и в частности загибающееся промпроизводство может спасти только обмен активами с внешнеэкономическими торговыми партнерами. Новое заклинание вытесняет старый отработанный и провальный лозунг о том, что только модернизация под чутким руководством «партии» спасет белорусские предприятия.

Белорусские власти активно проводят в жизнь модернизацию уже лет десять, но этот инструмент не стал панацеей для белоруской экономики. Отдельным предприятиям модернизация помогла, отдельных удержала на плаву, но в целом – похвастаться нечем: качественного прорыва в белорусской экономике не произошло. Зато пришли время и острая необходимость проводить модернизацию во второму кругу, а вечно кормить электорат одним и тем же лозунгом противопоказано даже Лукашенко.

И модернизацию постепенно заменили очередным изобретением капитализма - обменом активами, не догоняя при этом, для чего используется этот инструмент.

Показательным примером стало вчерашнее заявление премьера М.Мясниковича о возможном обмене активами между предприятиями по производству дизельных двигателей в Ярославской области и белорусскими предприятиями – потребителями их продукции.

"Возможен обмен акциями между производителями ярославских двигателей и их белорусскими потребителями. Будут проведены переговоры со всеми основными собственниками ярославских моторных заводов", - заявил вчера Мясникович на брифинге по итогам встречи с губернатором Ярославской области РФ Сергеем Ястребовым.

Свое предложение премьер РБ обосновал тем, что в 2013 году Беларусь закупила у ярославских заводов существенно меньше дизельных двигателей по сравнению с прошлыми годами по причине падения спроса на белорусскую технику в РФ. Только Минский моторный завод закупает традиционно до 40% продукции ярославских производителей. При этом основной объем импорта (до 90%) предназначен для нужд МАЗа, МТЗ, БелАЗа, БАТЭ.

"Резко упали в прошлом году продажи МАЗа в России, и это сказалось на производстве ярославских заводов. Также уменьшились закупки белорусской тракторной техники", - констатировал премьер, сообщив, что уже найдено (!) решение – промкооперация и другие формы взаимной поддержки, а также применение финансовых инструментов.

Сложно представить, какими активами могут обменяться Ярославский моторный завод и к примеру МТЗ. Акциями? Пустующими помещениями на территориях двух заводов? Непрофильными активами (колхозами или столовыми)? Или складскими запасами?

В капиталистическом мире обмен активами используется как инструмент соблюдения интересов, как правило, конкурирующих субъектов хозяйствования в случае совместной реализации дорогостоящих проектов, которые не под силу реализовать самостоятельно. К примеру: для разработки крупного месторождения нефти, которое невозможно осилить в одиночку, бизнесмены Миша и Дима создают дочерние предприятия, активами (акциями, долями) которых затем обмениваются пропорционально доле участия каждого из них в этом проекте.

Обмен позволяет следить за тем, что обе стороны, пропорционально своему участию финансируют этот проект, а затем получают справедливую долю прибыли. Таким образом, этот инструмент придуман для того, чтобы деловое сотрудничество не скатывалось до уровня белорусскою-российского сотрудничества, когда Беларусь по дружбе просит денег у родной России за братское белорусское спасибо.

Стоит ли напоминать, что именно на таком принципе базируются все предложения Беларуси по реализации 5-ти интеграционных проектов, буксующих уже третий год.

Понятно, что обмен активами между Ярославским моторным заводом и тем же МАЗом ничем не поможет ни одному из предприятий. Цена на акции этих заводов не вырастет, капитализация не повысится, шансы на успешное проведение IPO на крутых международных площадках ради долгосрочных инвестиций не удвоятся. Не улучшит обмен активами и качество выпускаемой продукции, не повысит уровень продаж, поскольку основным рынком сбыта для участников возможного обмена является российский.

Сегодня тому же МАЗу может кратковременно помочь только очередная девальвация белорусского рубля или кардинальная оптимизация предприятия с отказом от всех социальных и прочих непрофильных составляющих или продажа (а не слияние, обмен или паритет) крупному мировому производителю.

Однако, с такими предложениями Мясникович не осмелится идти к Лукашенко, предпочитая убеждать себя каждое утро в том, что страну спасет только обмен активами.



<Декабрь 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Январь 2014>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Экономика