Александр Лукашенко подписал указ №563 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений" о переводе государственного жилья в арендное и формировании фонда коммерческого жилья.
Документом предусматривается изменение состава государственного жилищного фонда за счет перевода служебных, специальных служебных, отдельных видов социальных квартир и отдельных видов специальных жилых помещений в арендное жилье. В государственном жилищном фонде остаются жилые помещения социального пользования, специальные жилые помещения, жилые помещения коммерческого использования и жилые помещения в общежитиях.
Указом предусматривается перевод до 1 апреля 2014 года в фонд помещений коммерческого использования заселенных служебных, специальных служебных жилых помещений, некоторых видов специальных жилых помещений.
Жилые помещения государственного жилищного фонда, не приватизированные гражданами, будут переведены в коммерческое жилье после 1 июля 2016 года. До этой даты граждане смогут воспользоваться правом на приватизацию. После названной даты приватизация прекращается.
Устанавливается перечень категорий граждан, имеющих первоочередное право на предоставление коммерческого жилья коммунального жилищного фонда на период трудовых (служебных) отношений.
К ним относятся государственные служащие, занимающие должности, дающие право на получение жилых помещений, согласно перечню, определенному Лукашенко, а также судьи и прокурорские работники; молодые специалисты; работники организаций, расположенных на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв.км и приравненных к ним территориях; военнослужащие; работники в случае их переезда в другой населенный пункт при назначении на должность, переводе от одного нанимателя к другому; ученые, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, работники организаций культуры; категории лиц, определяемые правительством по согласованию с Лукашенко.
Количество квартир, предоставляемых указанным лицам, не должно превышать 40% от всего количества фонда коммерческого жилья коммунального жилищного фонда. Оставшиеся 60% квартир будут предоставляться нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при их отсутствии - гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Коммерческое жилье республиканского жилищного фонда будет предоставляться работникам, состоящим на учете в организации, в ведении которой находится такой фонд, с возможностью самостоятельного определения этими организациями категорий, имеющих первоочередное право на получение арендного жилья.
На общих основаниях плата за пользование коммерческим жильем будет определяться исходя из размера базовой ставки платы за пользование таким жильем, устанавливаемой Советом Министров, с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений.
Размер платы за пользование коммерческим жильем, которое включено в фонд такого жилья из числа заселенных служебных, специальных служебных жилых помещений, некоторых видов специальных жилых помещений, а также для граждан, имеющих первоочередное право на получение коммерческого жилья, будет определяться посредством применения устанавливаемых облисполкомами и Минским горисполкомом (по согласованию с Минжилкомхозом) понижающих коэффициентов.
Устанавливается возможность после окончания приватизации (1 июля 2016 года) по заявлению нанимателя коммерческого жилья, относящегося к лицам, имеющим право на получение жилого помещения социального пользования, перевести занимаемое им арендное жилье в состав жилых помещений социального пользования. В случае такого перевода наниматель не будет вносить плату за пользование жилым помещением.
Упорядочиваются основания и условия постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, постановка молодых семей на учет нуждающихся будет осуществляться независимо от обеспеченности площадью жилого помещения при условии отсутствия у них собственного жилья, или жилья, предоставленного по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
Но права на получение льготного кредита или субсидии на строительство и приобретение жилья они не имеют, однако могут претендовать на участие в строительстве коммерческого жилья, возводимого коммунальными строительными организациями с ограниченной рентабельностью (5%).
Предусматриваются ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и основания для снятия с такого учета в отношении граждан, зарегистрированных по месту жительства в общежитиях, жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, в которых они фактически не проживают. Это также касается тех, кто воспользовался государственной поддержкой при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений в течение 5 лет (за исключением увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также военнослужащих в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность).
Получение коммерческого жилья будет являться формой улучшения жилищных условий, за исключением предоставления такого жилья на период трудовых (служебных) отношений. Граждане, которым предоставляется коммерческое жилье, снимаются с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане, прибывшие в Минск или населенные пункты Минского района из других населенных пунктов и назначенные (избранные) на должности, включенные в перечень, определяемый правительством по согласованию с Лукашенко, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) без учета временных ограничений, предусмотренных для постановки на такой учет в Минске (10 лет) и населенных пунктах Минского района (5 лет).