Последнее обновление: 01.06.2020 19:51

"Автобус" Медведева и "хохотнули" Мясниковича - стенограмма

Стенограмма ответов премьеров на пресс-конференции после саммита глав правительств СНГ:

Вопрос: У меня вопрос к главам правительств России и Белоруссии. Вы сейчас говорили о единой промышленной политике, о создании транснациональных корпораций, совместных производств. Но есть один вопрос, который тянется уже долгое время: совместное общее производство МАЗа и КамАЗа. Какие у него перспективы? Какая на данный момент там ситуация? Спасибо.

Д.Медведев: У меня такое ощущение, что вы в автобусе сейчас ехали где-то сзади, мы вас не заметили, потому что ровно этот вопрос я ставил перед моим коллегой Михаилом Владимировичем Мясниковичем – по поводу того, что нам делать с этим проектом? Потому что, к сожалению, несмотря на взаимное желание договориться, договорённости пока нет, а мы считаем, что это действительно было бы полезно для наших стран и для двух этих крупных предприятий. Наверное, есть какие-то юридические трудности, есть разница в подходах к отдельным вопросам, есть, конечно, вопросы экономики двух этих производств. Но мне кажется, нам уже давно пора либо эту дискуссию завершить и перейти к реальному объединению, либо закрыть эту тему, потому что она тянется давно. Это нервирует, наверное, и сами трудовые коллективы, и соответствующих собственников или представителей собственников, в данном случае и государство тоже, а результата нет. Поэтому завершу на том, что мы договорились всё-таки продолжить конструктивную работу и постараться ответить на эти вопросы в самом коротком промежутке времени. Если этого не получится, будет печально.

М.Мясникович: Я полагаю, что это не просто как какая-то лакмусовая бумажка… Вы задавали этот вопрос и уже посередине его хохотнули, то есть у вас такое впечатление складывается, что это всё нереально. Это вполне реально, вполне реально создать совместную компанию. Но, действительно, давайте исходить из того, что эти два больших производителя грузовиков – это конкуренты, это конкуренты и на внутреннем рынке Таможенного союза, и каждому хочется продавать больше: КамАЗу – «КамАЗов», МАЗу – «МАЗов». И мне представляется, что мудрость правительств должна заключаться в том, чтобы проводить согласованную политику в области производства и реализации грузовых автомобилей среднетоннажных на нашем внутреннем рынке и защищать этот внутренний рынок. Потому что эти перетягивания каната, споры, которые, к сожалению, длятся уже второй год (или заканчиваются второй год), имеют негативные последствия. Мы отдаём рынок товаропроизводителям из третьих стран, и всё меньше «МАЗов» и «КамАЗов» на нашем внутреннем рынке, а приходят из Европы, Китая, Японии, поэтому мы полагаем (и с Дмитрием Анатольевичем у нас есть понимание), что в декабре этого года будет приниматься решение по системе управления. Это был самый большой вопрос. Сейчас отработан договор, работают международные эксперты по системе управления этим холдингом, поскольку там планируется сконцентрировать капитал 50:50, для того чтобы это была работоспособная управленческая схема. Я думаю, что этот проект будет реализован.

Вопрос: У меня вопрос к Михаилу Владимировичу (М.Мясниковичу), но в принципе он адресуется всем.

Д.Медведев: Интересно.

Вопрос: Если вернуться к корню вопроса, к единой промышленной политике, какие первые шаги могут быть по созданию тех же транснациональных корпораций и что вообще в идеале мы хотели бы получить? Спасибо.

М.Мясникович: Я думаю, что, отвечая на такой ваш вопрос, можно было бы прочесть целую лекцию, в чём суть единой промышленной политики. Но я не стану это делать, потому что наша позиция – должен быть общий рынок, без изъятий и ограничений, и чтобы товаропроизводители работали в равных условиях. К сожалению, мы сегодня констатируем, что со стороны даже государственных органов стран Таможенного союза проявляются определённые государственные преференции, косвенные какие-то меры поддержки национального производителя, и это в определённой степени сказывается на гармонизации всех этих отношений, непосредственно промышленной кооперации. Поэтому я думаю, что те решения, которые приняты главами государств, которые поддерживаются правительствами, о создании нашего общего рынка без изъятий и ограничений с января 2015 года, это будет основная база, правовая база для того, чтобы реализовывать промышленную политику. Конечно, в рамках конкуренции мы добиваемся повышения качества, других конкурентных преимуществ (цена, качество, сервис и так далее), но мы и не так богаты для того, чтобы создавать альтернативные производства. Если есть производства каких-то товаров достаточно успешные в Российской Федерации, то промышленную политику Беларусь будет выстраивать с тем, что эта ниша в основном занимается продукцией Российской Федерации. И мы полагаем, что со стороны наших партнёров будет такой же подход, безусловно, не исключая того, что это должно осуществляться в конкурентной среде, чтобы не получилось, что решения правительств будут создавать некие тепличные условия для отдельных товаропроизводителей. За нишу эту, за место под солнцем надо бороться, но и одновременно, как говорится, понимать, что это наши национальные товаропроизводители. И мудрость наша должна заключаться в том, где провести эту линию, чтобы и повышалась конкурентность производимой продукции, и вместе с тем мы не забывали, что это создаётся национальный продукт, валовый добавленный продукт каждой из стран.

Я думаю, что согласованная промышленная политика – это реально, и вы посмотрите: Европейский союз – не только промышленная, экономическая политика… Ведь конкуренция конкуренцией, но в Евросоюзе достаточно мощно развит такой институт, как квотирование: сколько кому чего производить, дабы не создавать проблемы для других товаропроизводителей. Это мы смотрим и по нашим соседям – балтийским странам, которые стали новыми членами Евросоюза, и другим подходам. Поэтому Евразийская экономическая комиссия во главе с господином Христенко должна, на мой взгляд, больше работать в этом направлении и предлагать согласованные инструменты, потому что если это поручать исключительно, например, национальным министерствам промышленности или экономики, то всё-таки это стремление тянуть одеяло на себя будет присутствовать. Мы создали достаточно хороший, квалифицированный орган – ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия). Вот базовый документ по единой промышленной политике, по общему нашему рынку, – должен, наверное, выходить как проект для обсуждения на уровне национальных правительств.

Д.Медведев: Даже не знаю, надо что-то говорить или нет. Но чтобы мы как-то всё-таки отличались друг от друга, я хочу сказать следующее, что, на мой вкус, «единая промышленная политика» – это термин не менее непонятный, чем «плановая экономика». Поэтому нам нужно – мы уже, точнее, имеем Таможенный союз, нам нужен общий рынок и единое техническое регулирование, тогда всё будет хорошо.

М.Мясникович: Кстати, по вопросу технических регламентов, с которыми сейчас работаем, я хочу дополнить, поддерживая Дмитрия Анатольевича. Там копий сломано немало.

Д.Медведев: Это точно.

Вопрос: У меня вопрос к Николаю Яновичу Азарову. Чуть более чем через неделю планируется саммит «Восточного партнёрства», на котором вы планируете подписание договора об ассоциации с ЕС. За неделю – по-прежнему подписание договора стоит в повестке дня саммита? Или же вы услышали какие-то аргументы от России или от ЕС, которые позволили вам перенести подписание?

И вопрос ко всем премьер-министрам. В связи с тем, что если Украина подпишет договор об Ассоциации, будете ли вы обсуждать введение ограничений на торговлю с Украиной в зоне свободной торговли?

Н.Азаров: Спасибо за вопрос. Украина сейчас сосредоточена на решении прежде всего экономических проблем, которые перед нами стоят. Мы о них неоднократно говорили, я даже сегодня о них сказал. И плановая подготовка к Вильнюсскому саммиту осуществляется, на мой взгляд, абсолютно нормально. Работает Верховный совет над принятием соответствующих документов, и в настоящее время мы, ещё раз говорю, сосредоточены прежде всего на рассмотрении экономических вопросов, связанных и с завершением года, и с реализацией 2014 года, который тоже представляется достаточно непростым. Поэтому никакие планы у нас не меняются, Правительство планирует рассмотреть в ближайшее время все те вопросы, о которых я говорил. Мы и завтра будем рассматривать часть вопросов экономического развития и прежде всего подготовки бюджета на 2014 год, и 27-го на заседании Правительства будут рассмотрены основные вопросы, которые связаны с подготовкой 2014 года.

Д.Медведев: Раз вопрос ко всем адресовался… Мне кажется, что это внутреннее дело Украины, как поступать. Мы свои комментарии давали неоднократно, и я давал свои комментарии, они за это время не претерпели никаких изменений в отношении последствий, преимуществ, проблем, поэтому я считаю, что возвращаться сейчас к этому никакого смысла нет. Мне бы хотелось дождаться, что называется, результатов, посмотреть, чем закончится ноябрь для наших друзей, для Украины, а уже исходя из этого делать определённые выводы. Но если вас интересует конкретный вопрос, обсуждался ли соответствующий документ, обсуждалось ли соглашение Договора о зоне свободной торговли – приложение 6, статья 18 этого документа, – мой ответ: да, обсуждался. И сегодня обсуждалось, просто потому что мы должны быть честными по отношению друг к другу, и должны, естественно, формировать и правовые позиции на будущее. Но обсуждалось в абсолютно таком добросердечном и конструктивном ключе. Любой вопрос, который поднимается, подлежит обсуждению.

М.Мясникович: Но если моя точка зрения… Действительно, решение об ассоциированном членстве или присоединении к договору – это внутреннее дело Украины, и мы в Белоруссии с уважением относимся к этому выбору.

Что касается второй части вопроса, то в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства имеются все инструменты для защиты внутреннего рынка «тройки». И, безусловно, если мы посчитаем, что надо пользоваться этими инструментам, безусловно, мы ими воспользуемся.

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, вопрос к Вам. Всё-таки если приложение №6 обсуждалось, то какие сроки можно ждать? Если Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, сразу ли будет приложение 6 применено? Это первый вопрос.

Второй вопрос о трубопроводном транспорте. Сегодня упоминалось, что приступили к переговорам. Вопрос такой: почему раньше этого не делалось, если в договоре о зоне свободной торговли прописано, что это должно было быть сделано приблизительно в марте, я так понимаю, и стоит ли ждать результатов через полгода, как тоже прописано в договоре?

Д.Медведев: Спасибо. Значит, когда что будет применяться, не знает никто (может быть, наверху знают, на небесах) просто потому, что мы не знаем, что будет происходить, мы не знаем, как будут складываться товарные потоки, мы не знаем, потребуется ли вообще применение арсенала средств, установленных статьёй 18 закона о ЗСТ и приложением №6 к соответствующему договору. Мы лишь говорили о том, что эти нормы есть. Когда они будут применяться, не знаю. Если на то потребуется наше решение, то мы будем действовать в соответствии с соглашением, с договором. Мы, соответственно, проведём вначале консультации, как это прямо установлено приложением №6, а после этого при соответствующем факте массированной поставки товаров по определённым ценам или констатации угрозы такой поставки может быть применено решение. Но сейчас этого нет в повестке дня, мы не знаем, что будет происходить, мы можем только строить предположения.

Собственно, именно об этом и был сегодня разговор. Но норма есть, и, как справедливо сказал Михаил Владимирович, если эта норма есть и будет такая ситуация, она может быть и странами Таможенного союза применена, и другими странами на самом деле. Эта норма договора о зоне свободной торговли стран СНГ относится не только к трём присутствующим странам, но и к другим странам.

В отношении протокола о трубопроводном транспорте – действительно, подготовка такого документа была предусмотрена, мы сегодня тоже это обсуждали. Я сказал, что это, наверное, самый сложный документ из того, что было предложено в качестве документов во исполнение соглашения о зоне свободной торговли. Мы переговоры не прерывали, хотя наши позиции довольно радикально расходились, и это тоже правда. Я сегодня напомнил нашим партнёрам, прежде всего это касается Украины, что у нас всё-таки есть и разные обязательства: Россия, например, не участвует в соответствующих соглашениях, касающихся Энергетической хартии, Украина участвует. Мы тоже это должны принимать во внимание, как и целый ряд других международных обязательств, но мы договорились, что работа над этими документами будет продолжена. Я бы никаких сроков не обозначал, но если мы сумеем соединить все позиции, значит, договоримся. Произойдёт ли это через три месяца, через полгода или позже – поживём-увидим.

Спасибо. До свидания.

<Октябрь 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Ноябрь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Экономика