Александр Лукашенко считает, что переговорам его страны с Международным валютным фондом мешают "политические клише" МВФ, у которого Минск просит денег на рефинансирование долгов. Об этом Лукашенко сказал в интервью Рейтер.
МВФ выдал Беларуси кредит на $3,5 миллиарда в 2009-2010 годах. Минск, которому в следующем году предстоит пик выплат по внешним долгам, просит фонд о новой программе кредитования на такую же сумму.
"Если МВФ это чисто финансово-экономическая организация, мы с ними договоримся, если они будет играть в политику, мы будем долго вести переговоры. Как только МВФ избавится от политических клише и политических критериев при подходе к Беларуси, мы с ними договоримся за сутки", - сказал Лукашенко.
Во время последней миссии в Беларусь в октябре фонд заявил, что до начала переговоров о кредитах Минск должен дать старт либеральным реформам, ужесточить денежно-кредитную политику и придерживаться рыночных методов регулирования валютного курса.
В свою очередь Минск объяснял нежелание фонда выдавать кредит политическими мотивами: резким ухудшением отношений с США и ЕС, основными донорами фонда, после разгона протестов против переизбрания Лукашенко на четвертый срок в декабре 2010 года.
В прошлом году Белоруссия пережила самый жестокий за десятилетие финансовый кризис, по мнению экспертов, ставший следствием эмиссионной накачки экономики и повышения зарплат перед президентскими выборами 2010 года.
Пытаясь удержать курс рубля Минск растратил золотовалютные резервы, которые ему удалось пополнить, лишь получив в конце 2011 года значительные финансовые вливания из России. При этом белорусский рубль был девальвирован на 65 процентов, а инфляция составила более 100 процентов.
По словам Лукашенко, Белоруссия извлекла урок из случившегося.
"Мы договорились о том, что чисто рыночным путем мы должны пройти эти этапы и ни в коем случае чрезмерно не участвовать в интервенциях на валютном рынке", - сказал Лукашенко.
Массированные заимствования привели к рекордному росту внешнего долга, который сейчас составляет около $12 миллиардов. Из них более $3 миллиардов Минск должен заплатить в следующем году. Лукашенко сказал, что не видит проблем с выплатами.
"Имея ВВП под $60 миллиардов и бюджет под $20 миллиардов - это небольшая проблема. У нас есть договоренности, если нам не хватит миллиарда или меньше, мы можем перекредитоваться и договориться по отсрочке. Мы договорились с нашими кредиторами, что мы можем отсрочить погашение этих кредитов", - сказал белорусский правитель.
В начале осени Минск вновь столкнулся с нестабильностью на финансовых рынках, которая проявилась в усилении колебаний курса рубля, росте ставок на межбанковском рынке и оттоке рублевых вкладов. Чтобы стабилизировать ситуацию, Нацбанк отказался от понижения ставки рефинансирования и рекомендовал банкам ограничить кредитование реального сектора.
"Мы вынуждены были применить рыночные инструменты. Мы повысили ставки (по кредитам). Коль ставка повышается, кредиты дорожают, экономика не может кредитоваться за счет дешевых денег. Мы вынуждены были применить эти непопулярные методы, и это в какой-то мере на экономике отразилось", - сказал Лукашенко.
За десять месяцев 2012 года рост экономики замедлился до 2,2 процента с 7,1 процента за десять месяцев прошлого года. Тем не менее, Лукашенко заявил, что утвержденный в прошлом году прогноз роста экономики на 5,0 процентов остается в силе.
"Нет проблем с обеспечением роста 5-процентного. Это минимальный рост, который мы можем обеспечить", - сказал Лукашенко.
В следующем году Белоруссия прогнозирует экономический рост на уровне 8,5 процента.