«Насколько это возможно, я отслеживаю ситуацию на валютном рынке. Меня, конечно, удовлетворяет, что там уже произошел перелом после этих политических вакханалий и действий нашей так называемой оппозиции, которая запугивала население через СМИ и Интернет, порождая некие девальвационные ожидания. Уже можно сказать неделю ситуация переломлена, и три последних дня Национальный банк валюту скупал. Это хороший сигнал на укрепление белорусского рубля, это надо делать», - заявил сегодня А.Лукашенко, принимая с докладом премьера РБ М.Мясниковича.
«Наша национальная валюта должна быть не излишне прочной и крепкой, чтобы экспорт не повалить, но и искусственно в угоду каким-то политическим моментам нам не надо ее ослаблять. Поэтому Национальный банк проводит абсолютно правильную политику», – добавил белорусский правитель.
«Мы видим, что уже и среди предпринимателей произошел поворот. Они тоже начинают торговать фактически по курсу Национального банка и даже ниже», – сказал Лукашенко.
Тот факт, что заявления Лукашенко о стабилизации курса нацвалюты прозвучали в присутствии Мясниковича, а не главы Нацбанка Н.Ермаковой, говорит о том, что белорусскому правителю известен рецепт внезапного укрепления курса белорусского рубля, начавшегося на прошлой неделе.
Как утверждают близкие к Нацбанку источники, еще на прошлой неделе регулятор начал активно создавать повышенное предложение и успешно продавать самому себе валюту на торгах БВФБ. Схема, которую Нацбанк начал применять еще летом текущего года, заключается в том, что на каждых торгах валютами НБ РБ выступает одновременно в роли покупателя и продавца.
Поскольку данные о реальном спросе и предложении на очередных торгах БВФБ известны Нацбанку заранее (за сутки), это позволяет ему заблаговременно создавать избыточный спрос или предложение на торгах для осуществления управляемого плавания нацвалюты в нужном направлении – на укрепление или ослабление. Изюминка данной схемы заключается в том, что дилеры банков реально не могут отследить объемы интервенций регулятора, пополняющего ЗВР «три последних дня» за счет …ЗВР.
«Но я это говорю не к тому, чтобы успокоить. Вопрос в том, что, коль наметился успех на каком-то направлении, говоря военным языком, его надо развивать. Надо сейчас напрячься по экспорту, уменьшать дебиторскую задолженность, больше продавать и прекратить все эти разговоры: «Ай-яй-яй в мире кризис», – пояснил Лукашенко.
«Пока еще никакого кризиса нет, и надо занимать те рынки, которые сегодня освобождаются в силу разных причин, и не сдавать свои. Надо просто работать, чтобы не произошло так, как это было на «Коммунарке». А таких предприятий у нас достаточно, где мы просто теряем деньги в угоду каким-то непонятным инвесторам, которые живут не то в Америке, не то в России, не то еще где-то», – плавно перешел он от курсовой политики к вопросу национализации предприятий.
«Я хочу, чтобы Вы пригласили министров, которые занимаются материальным производством, и жестко перед ними поставили вопрос. Ибо пойдут все, как Данченко, руководить плохими убыточными предприятиями», – приказал белорусский правитель.
«Это же не дело, что мы какими-то макроэкономическими усилиями пытаемся удержать этот курс. Все в материальном производстве: произвел, продал, получил деньги на внешних рынках. И будет нормальная ситуация. Надо те положительные тенденции, которые происходят на валютном рынке, закрепить в материальном производстве. Это главная на сегодняшний день задача Национального банка и правительства», – поручил Лукашенко.