Намедни Антикризисный фонд ЕврАзЭС (АКФ) рассекретил новую редакцию письма о намерениях и обновленную матрицу мер экономической политики белорусских властей, добавив незаметную ссылку на своем официальном сайте. Но документ удалось раскопать и сразу стало понятно, почему белорусские чиновники так уверенно утверждали, что Беларусь должна получить и в итоге заслуженно получила 3-й транш стабилизационного кредита в 440 млн. долларов.
Белорусские власти и эксперты АКФ приложили максимум усилий к тому, чтобы объявленное 31 мая 2012 года решение о выделении Беларуси 3-го транша никоим образом не выглядело как очередная политическая уступка и по чистой случайности совпало с визитом президента РФ В.Путина в Минск.
Решение о выделении 3-го транша должно было приниматься на основании выполнения Беларусью утвержденных еще в 2011 году контрольных показателей (обязательств) на конец февраля 2012 года. Но фактически, суть бюрократической уловки свелась к тому, что новые редакции письма о намерениях и матрицы мер, на согласование которых потребовалось около 5-ти месяцев, были подогнаны под уже сложившуюся реальность в экономике РБ. Матрицу мер слегка уточнили, подкорректировали, подчистили и дополнили, естественно задним числом.
Так, обязательства властей РБ пополнились новыми показателями, влияние которых на стабилизацию экономики Беларуси можно расценивать как несущественное. Однако привязка этих показателей к кредиту АКФ позволила удерживать Беларусь в фарватере интеграционных процессов в рамках ЕЭП.
В частности, введены показатели по отмене льгот по НДС на автомобили (исключены льготы по НДС при ввозе и при реализации ввезенных автомобилей юридическими лицами и на них распространена стандартная ставка НДС в размере 20%; отменена норма по освобождению от НДС легковых автомобилей, произведенных юридическими лицами на территории Беларуси) и повышению ставок акцизов на алкоголь и сигареты (до соответственно 85-90% и 60% от уровней, взимаемых в РФ).
Невыполненными остались показатели по повышению тарифов ЖКХ и на услуги транспорта, но этот недочет был списан на девальвацию и инфляцию: эксперты ЕАБР прекрасно понимали, что белорусские власти скорее откажутся от 3-го транша, нежели пойдут на резкое повышение тарифов.
«Из 17 показателей третьего транша выполнены 15 показателей. Условие по повышению акцизов на алкоголь и табачные изделия выполнено с опозданием на месяц (1 апреля против 28 февраля)… Невыполненные условия касаются повышения тарифов на услуги транспорта и ЖКХ до согласованного уровня покрытия затрат, зафиксированного Матрицей мер экономической политики», - говорится в Заключении о ходе выполнения стабилизационный программы и условий 3-го транша кредита АКФ.
Впрочем, ряд контрольных показателей был выполнен условно или зачтен авансом. В частности, усиление независимости Нацбанка РБ было обеспечено указом – соответствующий закон вступит в силу только с 22 января 2013 года. Еще одно обязательство – передача непрофильных активов НБ РБ в госсобственность – получило статус «выполнено», но реально этот процесс еще далек от завершения, а выбить из Нацбанка какую-либо внятную информацию по данному вопросу не представляется возможным.
Весьма забавным выглядит и следующий индикативный показатель: «Банк развития начал операционную деятельность по кредитованию и обслуживанию государственных программ». Стоит напомнить, что Банк развития только в минувший вторник наконец-то обзавелся руководителем (С.Румасом), а в течение этого года был принят не один десяток постановлений Совмина, предусматривающих кредитование госпрограмм за счет кредитов Беларусбанка, Белагропромбанка и отдельных коммерческих банков.
Условие по уровню чистого кредитования государственных программ за счет средств правительства (по программе - не более 4% ВВП, реально по итогам 2011 года – 4,67% ВВП) считается выполненным только с учетом использования правила автокорректировки.
«Показатель подлежит автоматической корректировке в сторону увеличения… на сумму внешних заимствований и доходов от приватизации государственной собственности при условии достижения количественных контрольных показателей по объему международных резервов и чистых международных резервов», - поясняется в документе.
Риски
И все же, несмотря на выделение 3-го транша, эксперты АКФ сочли необходимым предупредить белорусские власти о том, что безмятежная стабилизация может навернуться в любой момент.
«Результаты достигнутой за истекшие12 месяцев стабилизации впечатляют… (но) достигнутое равновесие является достаточно хрупким…», - предупреждает АКФ.
«Любые попытки искусственно стимулировать экономику для достижения запланированного властями роста ВВП на уровне 5% будут оказывать сильное давление на уровень международных резервов, валютный курс и инфляцию, и через накопление структурных диспропорций снизят конкурентоспособность экономики. К тем же результатам может привести стремление властей значительно повысить заработную плату», - говорится в документе.
Кроме того, АКФ отмечает такие риски как избыточную ликвидность в коммерческих банках, сильную зависимость счёта текущих операций от энергетических субсидий России и внешней конъюнктуры, недостаточный уровень международных резервов.
«АКФ призывает власти РБ учесть вышеприведённые риски и принять меры для минимизации негативных последствий в случае наступления второй волны кризиса. Учитывая высокий уровень внешнего краткосрочного и общего долга страны, властям необходимо продолжать наращивать международные резервы путём проведения сбалансированной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности экономики через снижение относительных издержек, и путём привлечения не долговых финансовых ресурсов», - подчеркивается в документе
Недальновидная предусмотрительность
Но белорусские власти усиленно шлифовали письмо о намерениях и матрицу отнюдь не в мыслях о второй волне кризиса и ее последствиях. Очень нужно было выколотить из АКФ положенный 3-й транш и обеспечить беспроблемное выделение 4-го и 5-го траншей кредита.
«Просим рассматривать приведенные в письме основные прогнозные параметры денежно-кредитных и налогово-бюджетных показателей на 1 октября 2012 года и 1 января 2013 года как основу для оценки выполнения обязательств Республикой Беларусь и принятия решений по выделению 4-го и 5-го траншей финансового кредита», - говорится в новой редакции письма о намерениях за подписью премьера РБ М.Мясниковича и главы Нацбанка РБ Н.Ермаковой.
Ради 4-го транша кредита АКФ белорусские власти обязались обеспечить на 1 октября 2012 года: уровень валовых международных резервов не менее 1,6 месяцев импорта; объем резервных денег - не более 23 трлн. белорусских рублей; объем чистых внутренних активов - не более 36 трлн. белорусских рублей; прирост общего объема кредитов банков экономике – не более 12%.
Кроме того, объем валютных депозитов банков, размещенных в Национальном банке, должен быть снижен на 713,9 млн. долл. США. Бюджет сектора органов государственного управления за январь-сентябрь 2012 года должен быть сведен с нулевым сальдо, а чистое кредитование государственных программ за счет ресурсов правительства по итогам января-сентября не должно превысить 6,8 трлн. рублей.
Нацбанк РБ также обязался ежемесячно пересматривать ставку рефинансирования с тем, чтобы обеспечить ее номинальное значение не ниже прогнозируемой инфляций в годовом выражении.
Но… В письме о намерениях белорусские власти обещают, что «расходы на финансирование заработной платы работников бюджетного сектора будут производиться в рамках утвержденного бюджета и по итогам 2012 года не превысят уровень 2011 года, составляющий 24% всех расходов консолидированного бюджета».
Однако из матрицы мер чудесным образом исчез соответствующий контрольный показатель, согласно которому, удельный вес заработной платы работников бюджетной сферы в общем объеме расходов консолидированного бюджета в 2012 и 2013 году должен оставаться на уровне 2011 года, что фактически открыло <>прямой доступ белорусским властям к печатному станку в целях повышения среднемесячной зарплаты до $500.
Согласно первоначальным обязательствам Беларусь также должна была обеспечить к моменту перечисления 4-го транша, поступление не менее 1,2 млрд. долларов от приватизации госсобственности. Однако сейчас это обязательство отсутствует по понятным причинам – за полгода бюджет получил около 1 млн. долларов от приватизации. В нынешней версии показатель (уже 2,5 млрд. долларов) будет учитываться только при принятии решения о выделении 5-го транша (28 февраля 2013 года).
Кроме того, из матрицы мер исчез показатель, обязывающий белорусские власти обеспечить по состоянию на 1 октября 2012 года уровень чистых международных резервов не ниже уровня 1 мая 2011 года. Таким образом, текущий объем ЗВР Нацбанка РБ теперь контролируется только одним показателем – уровень валовых международных резервов(ВМР) к месяцам импорта товаров и услуг.
При этом в письме о намерениях Мясникович и Ермакова просят «уточнить методику расчета международных резервных активов в месяцах импорта товаров и услуг».
«Для целей программы уровень международных резервов в месяцах импорта должен рассчитываться на основании данных о валовых международных резервах на отчетную дату и данных о среднемесячных объемах импорта за последние 12 месяцев, по которым имеются статистические данные», - полагают премьер и глава Нацбанка РБ.
Хотелось бы отметить еще один момент. Белорусские власти все же признают, что в экономике страны сохраняются бюджетные и монетарные риски.
«…в экономике Республики Беларусь сохраняются бюджетные и монетарные риски, связанные как с внешними, так и внутренними факторами: ухудшение конъюнктуры внешних рынков и условий торговли, недостаточный приток прямых иностранных инвестиций, включая доходы от приватизации государственной собственности, ограниченный доступ к внешнему финансированию», - пишут Мясникович и Ермакова, но только лишь ради одной известной всем цели.
«Уязвимость структуры внешних обязательств в результате преобладания краткосрочных кредитов и займов, а также наличие вышеупомянутых рисков создают объективную необходимость сохранения внешней поддержки программы… со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС в согласованных ранее объемах».
И все же АКФ не стал выкручивать белорусским чиновникам руки и согласовал новые редакции письма о намерениях и матрицы мер по двум понятным причинам. Первая уже называлась – Путин «не имеет отношения» к принятию решения о выделении 3-го транша.
Вторая носит более прагматичный характер и, наверняка, вызывает особое раздражение у белорусских властей: к моменту выделения 4-го транша в ноябре 2012 года Мясниковичу и Ермаковой придется писать новую версию письма о намерениях на 2013 год и утверждать ее на следующем заседании Совета АКФ.