Объявления амнистии капиталов в Беларуси для привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны возможна лишь в двух случаях: или А.Лукашенко, который вроде бы не против амнистии, прикажет объявить амнистию, или чиновники правоохранительных органов, и в первую очередь Госконтроля РБ, выучат русский язык и начнут дружить со своей головой.
«В последнее время много говорят о целесообразности проведения амнистии капиталов. Если эта тема действительно актуальна для Беларуси и способна принести серьезный экономический эффект, ее надо проработать», — заявил в начале мая А.Лукашенко.
«Вопрос – не однозначный. Есть и «за» и «против», - сказал сегодня директор Департамента финансовых расследований Госконтроля РБ Григорий Веремко, отвечая на вопрос о возможности объявления в Беларуси амнистии капиталов.
Неоднозначность вопроса понятна. Можно рассуждать на основе неких экономических расчетов, есть ли в принципе смысл объявлять амнистию: для кого-то экономический эффект будет достаточным, а кому-то вернувшаяся в страну сумма денег покажется маловатой. Можно спорить об эффективности тех или иных мер, которые предотвратят отмывание преступных доходов, полученных от торговли наркотиками, людьми, детьми, оружием и т.д., под видом амнистированных капиталов.
Но, как оказалось, неоднозначность вопроса, по мнению Госконтроля РБ, заключается в извращенном понимании вселенской справедливости.
«Возникает вопрос, а что за капитал там, за рубежом, какова его природа», - пояснил Веремко, отметив, что капитал за границу выводился в том числе и с использованием лжепредпринимательских структур.
«Поэтому мы очень осторожно к этому относимся. Окончательное решение по данному вопросу еще не вынесено», - заявил он.
И не будет вынесено до тех пор, пока руководство Госконтроля РБ не разберется в значении слова «амнистия» и не осознает, что амнистия капиталов назвается амнистией по той причине, что после ее объявления способ вывода денег за рубеж – через легальные схемы с использованием оффшоров или через лжепредпринимательские структуры – не имеет никакого значения. Амнистия капиталов объявляется не ради того, чтобы затем завести десяток другой уголовных дел, а чтобы вернуть в страну деньги, работающие на экономики других, в том числе и «недружественных» стран.
Но, скорее всего, главная причина отсутствия консенсуса в органах госуправления по вопросу амнистии капиталов кроется не в справедливости или опасениях выступить страной-прачечной (к этому не привыкать). Амнистия капиталов, в случае ее объявления, автоматически создает прослойку неподконтрольного властям крупного бизнеса, которым нельзя будет управлять с помощью пылящихся в сейфах КГК, КГБ, МВД, да и самого Лукашенко папочек с компроматом. А независимый от властей крупный бизнес – это прямая и явная угроза действующему режиму.