На валютном и финансовом рынках, в банковской системе Беларуси в целом отмечается серьезная стабилизация, заявила сегодня глава Нацбанка РБ Надежда Ермакова на докладе у А.Лукашенко. Ага, рубль укрепляется, в банках – ликвидности как грязи, а международные резервы при этом не тают. Но этот мажор не избавил ее от неприятной дискуссии с А.Лукашенко, которого раздражает не поспевающая за жизнью ставка рефинансирования.
«Сделаны подвижки по ставке рефинансирования. Это хорошо, тенденция нормальная, и мы убеждаемся в том, как мне докладывает правительство, что это шаги в правильном направлении. В этом направлении мы и будем действовать. Ставку рефинансирования надо понижать для того, чтобы экономика могла получить более дешевые деньги. Они нужны. Нас жизнь уже к этому подвела», - отдал, было, поручение Лукашенко.
«Сами банкиры, которые непосредственно работают с реальным сектором, говорят, что нам действительно надо идти на снижение ставки рефинансирования, чтобы кредиты были доступнее», - сдал он вдобавок лоббистов снижения ставки.
Но поручение не прошло.
«Вот кто воду мутит… Панимаешь, кредитовать им хочется», - подумала про себя, наверное, Ермакова, устно рекомендовавшая в феврале банкирам сокращать активные операции на фоне переизбытка рублевой ликвидности.
Но вслух объяснила иначе: ставка снижена по причине снижения инфляции, чему способствовали нормализация ситуации на валютном рынке, естественное снижение цен на некоторые товары, и, конечно (себя же похвалить надо) сокращение активных операций излишних денег в обращении.
«Конечно, есть административный ресурс, который сдерживает цены. Это тоже нормальная ситуация, потому что каждая страна регулирует те или иные цены, особенно на социально значимые товары или услуги», – сказала Ермакова, пояснив, что ставка рефинансирования должна оставаться положительной по сравнению с уровнем инфляции.
Лукашенко ухватился за инфляцию, намекая, что ради полномасштабного кредитования он готов закрыть глаза на этот показатель.
«Правительство мне докладывает о том, что на некоторые товары цены пошли вниз. Инфляция у нас связана с регулированием цен, с тем, что мы сами регулируем, допустим, в образовании, других сферах. Это – административное регулирование. И это тоже хорошо, потому что рыночная инфляция там, где цены зависят чисто от спроса и предложения, имеет тенденцию к понижению. Может быть, нам и не надо это понижение. Нам бы стабилизироваться на этом уровне и подтягивать до него доходы населения, и в этом отношении у нас хорошие тенденции», - попытался он.
Но, как и на одном из предыдущих докладов Ермаковой, когда Лукашенко предложил пустить резервы на кредитование экономики, новая попытка не удалась.
Глава Нацбанка могла бы на пальцах разъяснить, что то, о чем ее просит Лукашенко, может привести к еще более печальным, чем 2011 год, последствиям - выстроенная финансовая пирамида обрушится в одночасье.
Переусердствуешь со снижением ставки – спровоцируешь моментальный отток спекулятивного капитала с рублевого депозитного рынка, спровоцируешь отток спекулятивных денег из рублевой ликвидности – получишь ажиотажный спрос на валюту, что в совокупности с девальвационными ожиданиями населения незамедлительно скажется на опустошении золотовалютных резервов со всеми вытекающими последствиями.
«Резко снижать ставку рефинансирования мы не будем. И в то же время мы оставляем за собой право, если вдруг что-то изменится в ценах или инфляции, ставку рефинансирования и повысить. Но сегодня ситуация складывается так, что она движется к понижению», – выкрутилась Ермакова.