Последнее обновление: 26.05.2020 13:30

Правительство и Нацбанк РБ радикально изменили порядок финансирования госпрограмм

Правительство и Нацбанк Беларуси совместным постановлением N14/1 утвердили порядок и условия финансирования проектов, включенных в госпрограммы, ОАО "Банк развития Республики Беларусь", к которому от госбанков переходит финансирование госпрограмм. Новый механизм финансирования госпрограмм радикально отличается от традиционного в сторону ужесточения требований к получателям госсредств.

В соответствии с опубликованным документом, Банк развития будет финансировать госпрограммы от своего имени и за свой счет, на условиях срочности, платности и возвратности.

Приоритетами в деятельности банка определены кредитование госпрограмм строительства жилья на селе, развития АПК, создания и развития высокотехнологичных производств. Данные программы предполагают возмещение из бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами, и (или) предоставление кредитов банками на льготных условиях, и (или) размещение средств республиканского и (или) местных бюджетов в депозиты.

Объемы активных операций Банка развития и источники пассивов будут определяться в его прогнозном балансе в соответствии с ежегодным планом финансирования госпрограмм, порядок формирования которого утверждается правительством.

Банк развития может кредитовать только те проекты, которые включены в госпрограммы и определены в плане, по итогам отбора в пределах средств, определенных планом на соответствующую программу.

В соответствии с документом, Банк развития может финансировать проекты, как в белорусских рублях, так и в инвалюте. Кредитование в инвалюте будет осуществляться при реализации валютоокупаемых проектов и (или) при наличии у заявителя достаточных валютных средств для исполнения обязательств перед банком.

Одним из ключевых условий предоставления финансирования является открытие заявителем счета в Банке развития, где должна аккумулироваться часть выручки, целевым образом направляемая на погашение кредита. Кредитополучатель может направить на данный счет не более 10% от выручки.

В качестве обеспечения по кредиту, обязательным является страхование риска невозврата, либо размещение в банке гарантийного депозита или наличие гарантии в сумме, достаточной для полного погашения задолженности.

В случае наличия у заявителя просроченной задолженности перед Банком развития, новые средства предоставляться не будут.

Банк вправе также приостановить выдачу кредита по ранее заключенным договорам. При этом оговаривается, что данные меры применимы "за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства". В случае установления нецелевого использования кредита, соответствующая сумма подлежит досрочному возврату (взысканию).

Банк развития может кредитовать госпрограммы либо самостоятельно, либо с привлечением банков-агентов, с которыми заключаются соответствующие соглашения. При этом риск потерь несет только Банк развития.

В документе подчеркивается, что решение о кредитовании проектов, включенных в госпрограммы, принимается непосредственно Банком развития, по результатам анализа информации, предоставленной банками-агентами и заявителем. При этом оценивается правоспособность, кредитоспособность и платежеспособность поручителя и (или) гаранта, а также наличие и состояние имущества, предлагаемого в залог, деловая репутация заявителя (поручителя, гаранта, залогодателя).

Банку развития предоставлено право заключения договора уступки требования, перевода долга, сделки изменения обязательств.

В документе сказано, что стоимость кредитов Банка развития устанавливается госпрограммами. В иных случаях банк устанавливает стоимость самостоятельно.

При кредитовании госпрограмм за счет средств бюджета, Банк развития привлекает средства Минфина в депозиты, на основании ходатайства банка, исходя из заключенных им кредитных договоров, с указанием целей использования бюджетных средств. Срок возврата средств бюджета определяется сроком возврата кредита, либо по согласованию сторон. При несвоевременном возврате кредита, Банк развития будет ходатайствовать перед Минфином о продлении срока депозита.

Механизм кредитования инвестпроектов Банком развития более рыночный по сравнению с условиями финансирования госпрограмм.

Так, банк может кредитовать инветпроекты на срок не более 15 лет только в случае их экономической эффективности и при наличии собственных источников для их финансирования.

В документе также отдельно описан механизм погашения кредитов, выданных Банком развития. Предусмотрено, что Банк развития может реструктуризировать задолженность либо принять решение о ее бесспорном взыскании.

При непогашении просроченной задолженности в течение 2 месяцев с даты ее образования, Банк развития может внести в правительство и Нацбанк предложение о бесспорном взыскании просроченной задолженности не только со счетов кредитополучателей, но и со счетов их дебиторов по кредитному договору. В документе подчеркивается, что такой порядок взыскания просроченной задолженности распространяется и на кредиты, выданные госбанками в рамках финансирования госпрограмм до 1 января 2011 года, право требования которых перешло от госбанков Банку развития. Сумма взыскания с дебитора (в рамках переуступки требования и путем акта сверки) не может превышать сумму его дебиторской задолженности перед кредитополучателем.

Решение в отношении дебиторов кредитополучателя принимается в течение 30 дней.

Как сообщалось, в июне 2011 года был подписан указ о создании Банка развития с уставным фондом Br20 млрд (доля правительства - 95%, Нацбанка - 5%).

В декабре 2011 года Банк развития приобрел у госбанков активы на Br2,19 трлн. Кроме того, Банку развития переданы непрофильные финансовые активы Нацбанка (льготные кредиты Нацбанка и выкупленные им у госбанков облигации) на сумму около Br15 трлн.

<Декабрь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Экономика