Нацбанк Беларуси прогнозирует снижение ЗВР к концу 2012 года по сравнению с текущим уровнем $7,35 млрд. (с возможным ростом свыше $8 млрд. на 1 января 2012 года) до $6,1-7 млрд. Такой прогнозный показатель предусмотрен Основными направлениями денежно-кредитной политики, утвержденных указом №591 от 23 декабря 2011 года.
Нацбанк РБ также прогнозирует, что ставка рефинансирования к концу года будет снижена 20-23%.
Следует отметить, что банковский регулятор не отказался от прогнозного показателя по росту кредитного портфеля: прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 17-23%.
Основные направления денежно-кредитной политики РБ на 2012 год
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2. Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
3. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1-7 млрд. долларов США.
ГЛАВА 3. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
4. Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный банк продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
5. Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит овернайт и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
6. Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА, ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
7. Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы.
Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов, включенных в государственные программы. Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов, включенных в государственные программы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.
Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.
Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.
Продолжится увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
8. В целях стимулирования деловой активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.
9. Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.
10. В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.
11. Национальный банк продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств – участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
12. В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы.
13. Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
14. Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.