Последнее обновление: 22.07.2016 17:16

В Беларуси в 5,1 раза сократилось число таможенных агентов, на таможне растут очереди

Указ №319, подписанный ради приведения таможенного законодательства Беларуси в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза, заметно проредил ряды таможенных представителей (агентов), большинство из которых не смогло выполнить новые финансовые требования. В результате через 3 дня после начала действия новых требований на пунктах таможенного оформления страны образовались очереди, что в свою очередь по итогу скажется на дальнейшем удорожании импортных товаров.

Напомним, что согласно указу субъекты хозяйствования, внесенные в реестр таможенных представителей, должны были по 27 октября 2011 года предоставить в Государственный таможенный комитет РБ обеспечение (уплата денежного эквивалента (по курсу НБ РБ), банковская гарантия, залог, поручительство + страховка) уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 1 миллиону евро. Ранее, для осуществления деятельности таможенного представителя было достаточно лишь страховки – страхование ответственности таможенного представителя на 350 млн. рублей. Такая страховка обходилась таможенному агенту примерно 4 млн. рублей за год (до выхода на единый курс рубля).

Документ изначально ввел представителей таможенной индустрии в состояние шока – предоставить такое обеспечение было под силу далеко не всем агентам, да и стороны «регулятора» (ГТК), по словам тамагентов, не отмечалось особого рвения: форма банковской гарантии была согласована буквально за несколько недель до окончания срока выполнения требований.

Сегодня в подтверждение опасений ГТК Беларуси опубликовал обновленный список таможенных агентов – из 211 на 1 июля новые требования смог выполнить лишь 41 агент, в том числе по Минску и области из 179 лицензиатов продолжат свою работу только 28 таможенных агентов.

Новые требования вступили в силу с 28 октября и уже вылились в очереди на таможенное оформление грузов. На границе и некоторых ПТО остались только РУП "Белтаможсервис" и владельцы СВХ (складов временного хранения), но количество сотрудников не справляется с возросшим объёмом работ.

Из-за очередей многие импортеры (поставщики) и получатели вынуждены разгружать товары с "колес" на СВХ, что стоит далеко не одну копейку и автоматически будет включено в стоимость товара. Кроме того, цены импорта могут вырасти и за счет увеличения расценок на услуги таможенных представителей, поскольку стоимость банковской гарантии (никто живые деньги в качестве обеспечения ГТК практически не предоставлял) на 1 млн. евро влетит таможенному представителю примерно в 3,5-4 тыс. евро в месяц. И речь в первую очередь идет не столько о потребительском, сколько о промежуточном импорте, обеспечивающим работу белорусских производителей.

За один день ситуация вряд ли измениться и проблема с очередями на ПТО будет нарастать изо дня в день, что чревато перебоями в поставках в том числе и критического импорта на предприятия. Усугубляет ситуацию и отсутствие готовности субъектов хозяйствования к передаче таможенных и статистических деклараций в электронном виде (обязательное оформление в электронном виде вводится только с 26 января 2012 года). При этом ГТК жестко отслеживает использование таможенными представителями «правильного» программного обеспечения, производителями которого являются РУП "Белтаможсервис" (дело пахнет монополией) и УП "Таможпроект" (этим только обещают возможность электронного декларирования).

Кроме того, возникает вопрос о судьбе работников тех таможенных представителей, которые не выполнили новые законодательные требования – либо устраиваться на работу к бывшим конкурентам либо рассматривать иные варианты.

ГТК РБ пообещал в ближайшее время опубликовать официальный комментарий по поводу сложившейся ситуации, от которого на самом деле легче никому не станет.

blog comments powered by Disqus
<Сентябрь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Экономика