Правительство Украины предложило парламенту создать государственную железнодорожную акционерную компанию на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Укрзализныця, с закреплением в государственной собственности 100 процентов акций новой компании, говорится в переданном на рассмотрение парламента законопроекте.
Укрзализныця, входящая в сферу управления Министерства транспорта, на сегодня остается одной из крупнейших государственных хозяйственных структур, не прошедшей акционирование. Ранее руководство Укрзализныци говорило, что акционирование должно стать первым шагом на пути оптимизации структуры компании и вычленения из нее непрофильных активов.
В проекте закона говорится, что одной из целей является формирование нескольких вертикально интегрированных структур в сферах пассажирских и грузовых перевозок, обслуживания железнодорожной инфраструктуры, ремонта подвижного состава.
В соответствии с законопроектом, в уставной капитал создаваемой компании вносится имущество железнодорожного транспорта общего пользования, 100 процентов акций предприятий по ремонту подвижного состава, право пользования земельными участками Укрзализныци, магистральные железнодорожные линии, станции, энергоподстанции и другое профильное имущество.
Проект закона запрещает отчуждения акций создаваемой компании: "В госсобственности находятся 100 процентов акций общества, которые запрещено отчуждать, передавать в управление, залог".
Закон запрещает приватизацию или отчуждение магистральных железнодорожных линий, станций, сооружений, которые прямо вовлечены в процесс обеспечения перевозок, контактной энергосети, систем контроля перевозок.
В настоящее время в структуру Укрзализныци входят шесть региональных железных дорог, 22.000 километров железнодорожных путей, 7 заводов по ремонту состава и производству шпал и около 20 других предприятий и центров.
По данным Укрзализныци, стоимость ее активов на конец 2009 года составляла 59 миллиардов гривен ($7,4 миллиарда).