Парочка неприятных обязательств, которые взяли на себя белорусские власти в рамках кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, не оставляют Нацбанку РБ ничего иного, как придумывать хитрые схемы ухода от их выполнения. Речь идет о таких обязательствах как сохранение до конца текущего года запаса ЗВР НБ РБ на уровне не ниже, чем на 1 июля 2011 года ($4150.9 млн.), и одновременный отказ регулятора от привлечения новых и пролонгации действующих валютных займов у белорусских банков (свопы), за счет которых в настоящий момент и сформирована основная часть так называемого золотовалютного запаса страны.
Впрочем, даже если отбросить обязательство по уровню ЗВР, у Нацбанка нет живой валюты для закрытия своповых сделок с белорусскими банками. Казалось бы, регулятор попал в безвыходную ситуацию. Но из любого белорусского тупика всегда есть выход.
Вместо валюты Нацбанк РБ предложит банкам, а также субъектам хозяйствования, свои долгосрочные облигации с купонным доходом, номинированные в иностранной валюте. В целях реализации своего плана «Обведи вокруг пальца антикризисный фонд ЕврАзЭС и не только» регулятор внес необходимые изменения в собственное постановление №95 от 25 апреля 2007 года.
В частности документ был дополнен целой главой, регулирующей порядок вторичного обращения валютных облигаций НБ РБ на БВФБ. Данное новшество позволит Нацбанку через облигации заимствовать иностранную валюту не только у банков, но и у субъектов хозяйствования. Понятно, что сегодня вряд ли найдется много желающих замораживать серьезные валютные активы в бумагах НБ РБ, но административный ресурс и телефонное право в этой стране пока никто не запретил, что позволяет не сомневаться в определенном успехе новой затеи Нацбанка РБ.
Следует отметить, что изменения в постановление №95 были утверждены правлением Нацбанка еще 14 июня текущего года (постановление №231). Однако в национальном реестре законодательных актов этот документ был зарегистрирован только 22 августа. Столь длительную паузу между принятием и регистрацией можно объяснить только ожиданием выбора высшим руководством страны дальнейшего сценария выхода из валютного и экономического кризиса.
Но раз документ увидел свет, то стал понятен и выбор властей – все будет хорошо…