Своим указом №170 от 22 апреля 2011 года А.Лукашенко узаконил схему, благодаря которой белорусские власти смогут обойти требование международных кредиторов отказаться от кредитования и господдержки экономики за счет эмиссионных источников (печатного станка).
Документ де-факто ставит крест на усилиях Нацбанка по сокращению необеспеченной рублевой денежной массы, сводит на нет все заявления чиновников о сокращении господдержки, а также в очередной раз подтверждает тезис о том, что Лукашенко – мужик своему слову: сам в послании парламенту сказал, что село не получит новых кредитов, сам это же обещание и забрал.
Однако де-юре подписанный указ не идет в разрез с этими обещаниями властей, поскольку не предполагает использование печатного станка. Схема проста: зачем печатать деньги на новые кредиты, если можно не требовать возврата старых.
«Предложить банкам приостановить с 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2012 г. погашение основного долга по кредитам, предоставленным организациям, уполномоченным на проведение закупок современной сельскохозяйственной техники и оборудования для поставок их организациям агропромышленного комплекса на условиях долгосрочной аренды (лизинга)…», - говорится в тексте документа.
Следует отметить, что последние 4 года схема господдержки села работала по следующему (упрощенно) принципу: Нацбанк печатает деньги, которые загоняются в село под видом новой порции господдержки и тут же направляются на погашение старых кредитов. В общем одни копают канаву до обеда, другие после обеда ее закапывают. Сейчас всё упрощается, деньги не печатаются, но и кредиты не гасятся.
Не исключено, что в ближайшее время появится аналогичные документы, освобождающие сельхозпредприятия от погашения кредитов, выданных на иные цели (строительство, ремонт, под урожай и т.д.).
Впрочем, принятие такого указа несет и положительный момент. Белорусские власти де-юре подтверждают, что российский кредит для них сегодня столь же необходим как глоток воздуха, в связи с чем они готовы хоть как-то выполнять согласованные с международными кредиторами меры по стабилизации экономической ситуации в стране.
Но если МВФ мог и не заметить такой документ, то ввести в заблуждение подобными обходными маневрами ведомство Алеши Кудрина, которому хорошо известны все уловки постсовестской бюрократии, вряд ли получится.