А.Лукашенко 14 марта подписал указ №108, согласно которому Нацбанк Беларуси автоматически из государственного учреждения, регулирующего банковский сектор, превращается в коммерческий инвестиционный фонд.
Суть документа сводится к тому, что Нацбанку «предоставляется право на получение дивидендов на принадлежащие ему акции в хозяйственных обществах в виде разницы между частью прибыли (дохода), начисленной на акции в уставном фонде этих обществ, и частью прибыли (дохода), перечисляемой ими в республиканский бюджет».
Вместо продажи принадлежащих ему акций предприятий, на чем настаивают международные кредиторы Беларуси, Нацбанк будет снимать сливки в виде дивидендов.
Комментарий типа «Данные средства Национальный банк планирует использовать на оплату расходов, связанных с его участием в управлении акционерными обществами» не выдерживает критики, поскольку НБ РБ не является коммерческой организацией.
Международные эксперты, безусловно, критически отнесутся к такому расширению полномочий банковского регулятора. Но похоже такое госрешение стало ответом белорусских властей на понижение рейтинга Беларуси и 7 банков в виде всем понятного «а нам по…» + слово, которое частенько пишут на заборах. Впрочем, именно под таким лозунгом белорусские власти проводят как внутреннюю, так и внешнюю политику в последние полгода.