Отсутствие денег в белорусском бюджете и небольшие запасы золотовалютных резервов делают приоритетной задачу по поиску нетрадиционных для Беларуси источников финансирования белорусской экономики. Поскольку дубинки белорусских правоохранительных органов ночью 19 декабря на площади Независимости закрыли одно из возможных направлений поиска – иностранные инвестиции и заимствования, белорусские власти вынуждены обратиться к самой непопулярной теме – приватизация госсобственности.
Сегодня А.Лукашенко в очередной раз напомнил, что на продажу выставлен миноритарный пакет акций (до 25%) Беларуськалия, акционированного в 2010 году.
"Я не исключаю, мы предложили, и это уже не секрет, "Беларуськалий". Мы сказали, что больше 25% не продадим. Мы назвали цену, которая сегодня растет", - заявил сегодня А.Лукашенко на совещании по вопросам белорусской экономики, подчеркнув, что не допустит при этом обвальной и шоковой приватизации.
"Желающих за такую цену купить не много, но они есть. Хотят - пусть покупают, меньшей цены не будет", - сказал Лукашенко. - "Мы назвали цену всех предприятий. Пусть несут деньги и покупают, но никто бесплатно не даст. Если кто-то надеется, что здесь будет обвальная, шоковая, за бесценок приватизация, - этого не будет в стране".
"Сегодня спрос бешеный на отдельные вещи. За это мы можем получить 25-30 миллиардов долларов. Эти 30 миллиардов проедим, а тогда что продавать будем? И что мы от этого получим? …если кто-то платит такие деньги за эту собственность, то он рассчитывает получить больше. Но почему кто-то, а не мы? Не торопитесь продавать. Поднимается экономика во всем мире, идет рост. Вырастет стоимость активов, вырастет стоимость предприятий, то тогда посмотрим, что продавать и за сколько", - рассуждает Лукашенко.
"…я не сторонник, чтобы сегодня продать, а завтра будем думать, как жить. За счет накопленного поколениями долго не проживешь. Поэтому не торопитесь", - добавил он.
Но уже сегодня Беларусь, изрядно потратившись на переизбрание Лукашенко на 4-й срок, живет по принципу «нам день простоять, да ночь продержаться». Страна срочно нуждается в источниках финансирования, в первую очередь в иностранной валюте. Но это направление пока де-факто, а уже очень скоро будет закрыто де-юре после событий ночью 19 декабря 2010 года.
В этой связи Лукашенко ничего не остается, как передергивать факты и объяснять сложившуюся в сфере иностранных инвестиций ситуацию отказом белорусских властей от этого источника иностранной валюты под соусом невыгодных условий.
"Никаких внешних дурацких заимствований под большие проценты быть не должно. С этими надо рассчитаться… жить надо по средствам, никаких печатаний денег, заимствований. Хватит. Страна выходит из кризиса", - заявил Лукашенко.
На определенном этапе в 2010 году Беларусь действительно начала выходить из кризиса, что позволяло делать некие оптимистичные прогнозы на среднесрочную перспективу. Но в конце года белорусские власти устроили политический кризис, который неминуемо скажется и уже сказывается на экономике. Жить посредствам – это правильно, но белорусские власти так не могут. Печатный станок Нацбанка не сможет закрыть финансовую брешь, да и небольшое увеличение его мощности незамедлительно окажет негативное влияние на валютный сегмент. А с валютой, как отмечалось, и так туго.
Сегодня Лукашенко еще отклоняет возможность какого-либо торга по цене выставленных - публично и непублично - на продажу белорусских предприятий, но уже очень скоро реалии белорусской экономики могут оказать серьезное влияние на неуступчивость белорусского правителя.