Указ №2 от 3 января 2011 года о введении временного управления на ЗАО «Холдинговая компания Пинскдрев» стал лучшим подарком от А.Лукашенко стране на новый год. Лучшим – во всех смыслах, причем без сарказма и ерничества.
По поводу этого документа уже опубликовано много комментариев «за» и «против», разъяснений и страшилок - страна льет слезы, читая о печальной судьбе бывшего гендиректора и наблюдательного совета предприятия, и автоматически проецирует ситуацию на весь частный бизнес, рассматривая указ как возврат к временам золотой акции. Так что же хорошего?
Документ появился не на пустом месте, а в результате трагических событий на предприятии. Авария на одном из производств Пинскдрева стала не стечением случайных обстоятельств, а результатом решений бывшего руководства. И экс-гендиректор Л.Аринич, и наблюдательный совет, и все акционеры, которые на собраниях одобряли действия менеджмента, отдавали или должны были отдавать отчет своим поступкам, понимать возможную ответственность и последствия, если вдруг «авось не пронесет». Чтобы данное утверждение не было голословным, стоит еще раз обновить в памяти опубликованные выдержки из отчета специально созданной комиссии по расследованию причин взрыва на Пинскдреве.
Итог проводимой на предприятии политики, когда экономическая выгода ставилась выше всех принципов, известен – 14 погибших. Как бы банально не звучало, но в нормальной стране гендиректор предприятия уже на следующий день после подобной трагедии написал бы заявление «по собственному». Аналогично бы поступили и члены наблюдательного совета. А все 1600 акционеров Пинскдрева (если такое количество действительно имеется на практике) кусали бы локти, понимая, сколько денег они в итоге потеряют, и ругали бы себя за то, что годами шли на поводу у руководства или искренне одобряли экономию на человеческих жизнях.
Но на Пинскдреве такого не произошло. Аринич написал заявление лишь через месяц после трагедии, и, судя по всему, по причине обнародования отдельных материалов спецкомиссии. Впрочем, переждав еще несколько недель и уверовав, что всё сойдет с рук, он передумал и отозвал свое заявление.
Молчание – не всегда золото, трусость – никогда
Первый положительный момент. Власть, пожалуй, впервые, не стала замалчивать масштабы трагедии, которая в силу белорусской бедности может случиться на многих белорусских государственных и частных предприятиях и достаточно серьезно портит картинку беззаботной жизни в стране. Более того, сложно припомнить (за исключением взрыва на День независимости) случаи, когда у руководства хватило политической воли на весьма жесткую реакцию и меры по урегулированию ситуации на предприятии.
Отсюда вытекает и второй момент. Решение о введении временного управления надо было вводить на второй-третий день после трагедии, то есть когда уже стало очевидным, что руководство предприятия не чувствует своей вины и не намерено демонстрировать некие признаки человеческого приличия. Позже воля у властей нашлась (указ №2), а вот смелости принять такое решение до выборов не хватило – власти явно боялись нарваться на негативную реакцию со стороны белорусского директората в виде саботажа досрочного голосования. В результате Лукашенко наглядно продемонстрировал свою трусость (осторожностью в данном случае не пахнет) и зависимость от номенклатуры.
Хотели как лучше, но получилось как всегда
Третий момент. Белорусские власти в очередной раз на практике продемонстрировали, что, научившись генерировать в принципе верные идеи и решения, до сих пор не освоили азы правильного воплощения своих идей и решений на практике.
Временное управление на Пинскдреве в сложившейся ситуации – верное решение. Хотя бы для того, чтобы действовавшее в тот момент руководство предприятия не замело следы своей ответственности за трагедию и не препятствовало работе следствия. Так что, ничего страшного, сверхъестественного или странного в этом решении нет. 14 смертей – как еще реагировать?
А вот исполнение – традиционно топорное. Можно было и нужно было избежать многих нападок со стороны того же бизнеса и экспертного сообщества. Какой временный управляющий на частном предприятии может получиться из чиновника концерна Беллесбумпром? Ответ – понятен. В кресло временного управляющего следовало бы усадить человека из обоймы менеджеров-практиков, «из своих», при этом подотчетного смешанной межведомственной комиссии, а не прямо заинтересованному ведомству, включив в состав этой комиссии независимых экспертов из частных консалтинговых компаний.
Опять же, нет ничего более постоянного, чем временное управление. В указе №2 не оговорен срок временного управления на предприятии, что по большому счету не составляло особого труда для разработчиков документа. Что мешало указать, что государственное (внешнее) управление вводится на время расследования и проверки обстоятельств трагедии, например, на три месяца с возможностью пролонгации на такой же срок с указанием исчерпывающего перечня случаев необходимости продления срока.
Торопились? Надеялись, что все сойдет? Теперь приходится объясняться перед уважаемым кредитором предприятия в лице ЕБРР. Ну что ж упражняйтесь. Только до тех пор, пока концерн не вернет управление предприятием его акционерам, никто во временность принятого решения уже не поверит.
Русская рулетка
Четвертый момент. Указ №2 безусловно стал отрезвляющим душем для отдельных иностранных инвесторов и кредиторов, которые в погоне за высокой доходностью инвестиций в развивающейся стране уверены, что слово А.Лукашенко или высокопоставленного чиновника чего-то стоит. Сегодня может чего-то и стоит. А завтра солнце встанет не с той стороны, и все обернется иначе: «Я мужик своему слову или как? Мое слово - сам дал, сам забрал».
И бесполезно пенять на несовершенное или запутанное белорусское законодательство. В авторитарной стране с зависимой судебной системой самое прогрессивное законодательство будет казаться детским лепетом. Власть при желании может всё – национализировать любой, в том числе иностранный бизнес, и запретить самому желанному инвестору въезд в страну. Можно потом долго бегать по европейским судам, но только это будет потерей времени и денег.
И нельзя льстить себе «Я самый умный, а мои юристы собаку съели на судах в авторитарных странах». Показательный пример лежит в политической сфере - США, Россия и Европа уже десяток лет решают проблему Лукашенко, а он через неделю инаугурирует себя на 4-й срок.
Понятен интерес – заработать денег каждый хочет. Но коль уж принято решение лезть в болотную страну, следует оговорить в инвестиционном договоре действенную систему страховок и противовесов, которые в будущем помогут избежать неприятного конца - остаться у разбитого корыта.
Многое из сказанного можно адресовать и белорусскому бизнесу, директорату и национальным олигархам. Главным положительным моментом указа стал четкий сигнал «придворному» бизнесу - в стране победившей социальной справедливости нет и не может быть в принципе «неприкасаемых». Те, кто до сих пор верят, что личная встреча с А.Лукашенко, визит к главе администрации В.Макею или его подчиненным без предупреждения как к лучшему товарищу, возможность открывать ногой кабинет министра и присутствовать в пляжных костюмах на министерских заседаниях и совещаниях автоматически создают некий иммунитет от падения на землю и уголовных сроков, глубоко ошибаются.
Парни, вы с кем затеяли игру в партнерство? Партнерство, в понимании Лукашенко и верхушки власти, означает отсутствие каких-либо проблем в бизнесе, обязательный откат в виде добровольных платежей в бюджет и активного участия в благотворительной, оговоренной при этом с властями, деятельности, безусловная преданность в глазах и безоговорочная поддержка политического и экономического курса страны, включая неподдельную ненависть к оппозиции и всему, что характеризуется словом «независимый» - от СМИ до коллег по частной «доле», а также отработанная до мелочей готовность в любой момент стать в нужную позу и подгавкивать в унисон. И лизать, лизать, лизать…
Невыполнение одного из перечисленных условий грозит… Ну, впрочем, спросите у коллег по придворному цеху. Они расскажут в деталях и тонкостях, которых будет вполне достаточно чтобы главного вывода – никакой закон о частно-государственном партнерстве не в силах исправить ситуацию. Из 9 с лишним миллионов жителей в Беларуси есть только один неприкасаемый. И его фамилия известна всем.
Аринич и сотоварищи
Что же касается экс-директора Пинскдрева, наблюдательного совета, то согласно белорусскому законодательству руководство предприятия несет в том числе уголовную ответственность за подобные трагедии. Ответственность должны нести и проявившие молчание ягнята – акционеры предприятия. Безусловно, не в виде лишения собственности – через национализацию предприятия, - а через серьезные штрафы и реальные компенсации всем пострадавшим, выплачиваемые за счет прибыли предприятия, а точнее за счет статьи «дивиденды акционеров».