Директор департамента Белавтодор Анатолий Лытин видит необходимость в восстановлении в Беларуси республиканского дорожного фонда.
Белавтодор считает необходимым вернуться к тем временам, когда в стране существовал республиканский дорожный фонд, наполнение которого осуществлялось за счет налога с выручки субъектов хозяйствования.
"На мой взгляд, ближайшая перспектива нашей работы, с точки зрения обеспечения стабильного финансирования отрасли, это, все- таки, возобновление, создание по-новому дорожного фонда", - заявил сегодня директор департамента А.Лытин (цитата "Interfax.by").
"Это будут целевые деньги, которые будут направляться только на дороги общего пользования и позволят нам улучшить ситуацию", - отметил он, приведя в пример неудачный опыт России.
"Россия побарахталась-побарахталась и теперь возвращается на всех уровнях к целевому дорожному фонду. Мы этот целевой дорожный фонд в прошлом году ликвидировали", - напомнил Лытин.
Помимо возврата к дорожному фонду, чиновник также считает необходимым выделять бюджетные средства на текущий ремонт дорог. По его словам, наиболее острой проблемой для дорожных служб Беларуси является ямочный ремонт, который проводится постоянно.
"Наша задача - доказать в Минфине и в других органах, которые задействованы в распределении бюджетных средств, что деньги на ликвидацию ямочности выделять необходимо", - заявил Лытин, сообщает БелТА.
Следует отметить, что существование дорожного фонда на протяжении почти двух десятилетий не особо улучшило качество и пропускную способность белорусских дорог, хотя деньги на эти цели выделялись вполне приличные. В свою очередь, ликвидация фонда и отмена дорожного сбора не оставили Белавтодор без денег – под все крупные проекты по реконструкции действующих и строительству новых автодорог уже найдены источники финансирования.
Так, на строительство автодорожного обхода Беловежской пущи, протяженностью более 180 км, как и на возведение второй кольцевой дороги вокруг Минска будут выделены соответственно Br331 млрд. и Br900 млрд. за счет средств фонда национального развития.
Финансирование строительства подъездов к будущей белорусской АЭС в 2011 году на сумму в Br140 млрд. будет обеспечено за счет бюджетных средств, выделенных на подготовку строительства АЭС.
Реконструкция автодороги Минск-Могилев, которую планируется завершить в 2010 году, финансируется за счет кредита Беларусбанка в размере Br830 млрд.
За счет нескольких источников финансирования будет реконструирована автодорога Минск-Гомель: участок Пуховичи-Бобруйск будет профинансирован кредитом Всемирного банка (заявки участников конкурса будут вскрыты уже 1 ноября), под реконструкцию участка Бобруйск-Жлобин планируется привлечь кредит Евразийского банка развития, реконструкция участка Жлобин-Гомель будет осуществлена за счет китайских кредитов.
Так что деньги есть. Отсутствие дорожного фонда во всех приведенных случаях можно расценивать как положительный фактор, поскольку значительно повышает ответственность и прозрачность расходуемых Белавтодором средств на перечисленные проекты, а соответственно и качество проводимых работ.
Пока же качество проводимых работ, в том числе и ямочный ремонт, оставляет желать лучшего. Именно эту проблему стоило бы решить Белавтодору перед тем как вспоминать о фонде и просить дополнительных денег из бюджета. Пока же департамент тратит большие деньги на латание дыр и трещин на недавно реконструированных и новых дорогах после каждой смены сезона года.