Последнее обновление: 22.11.2024 09:42

Экономический экстремизм вертикали и Андрей Тур как его соавтор

Андрей Тур, пока еще заместитель министра экономики Беларуси, считает экономическую свободу проявлением экстремизма. Мимо его светлой головы прошла четкая взаимосвязь, установленная на основе статистических данных из более 160 стран в течение последних 30 лет: чем больше экономической свободы, тем богаче страна, тем дольше в ней живут люди, тем быстрее растет ее экономика и чище в ней природа.

Программа создания в Беларуси миллиона рабочих мест для него – проявление радикализма. Сросшийся со своим чиновничьим стулом некогда уважаемый профессор жонглирует приставками «ультра», «архи» или «супер», чтобы замазать понятие «либерализм», чтобы опорочить людей, которые выступают за свободу выбора, ответственность и права собственности. Именно на этих «китах» зиждется настоящий либерализм. А.Тур же придумал некого монстра, обозвал его либерализмом и борется с этим суррогатом, защищая право политиков и чиновников распоряжаться чужими деньгами.

К сожалению, сегодня в Беларуси очень много экономического экстремизма. Профессор А. Тур является одним из активных участников этого экстремистского экономического движения. Его идеологи засели в руководстве Белорусского государственного экономического университета, БГУ и менее высокомерных и претенциозных университетах. Его сторонники заняли практически все главные посты в экономическом блоке Администрации президента и Совете Министров. Одним из научных кураторов белорусского экономического экстремизма является Андрей Тур. Он является ягодой того же поля, что и бывший министр экономики Владимир Шимов, нынешний ректор БГЭУ (минского нархоза). Именно эти люди поставили штамп «научно» на экономическую политику экстремизма. Ею они продолжают терзать нашу бедную страну.

10 доказательств экономического экстремизма белорусской Вертикали

Доказательство экономического экстремизма №1. На руках у А. Тура и «со-товарищей» «кровь» десятков тысяч белорусских предпринимателей. Пытки налогами, проверками, ценорегулированием, убийственными штрафами, сертификацией, высокими арендными ставками, ограничениями по найму – все это привело к ликвидации десятков тысяч рабочих мест, бегству творческих людей и сотен миллионов долларов из Беларуси. Спасаясь от экстремизма Вертикали, в теневой оборот убежали более половины экономики. Это и есть экстремистская экономическая политика. Она несовместима с частной собственностью. В нашей стране этот важнейший институт современной цивилизации беззащитен перед произволом Вертикали. Поэтому по индексу защиты прав собственности Беларусь не входит даже в первую сотню стран мира.

Доказательство экономического экстремизма №2. На совести А.Тура и его товарищей из Вертикали более 7000 предпринимателей и представителей частного бизнеса, которые за мелкие нарушения и часто вообще без таковых сегодня «парятся» на тюремных нарах. Чуть ли не треть всех людей, имеющих сегодня бизнес, либо сидели в тюрьме, либо имели серьезные проблемы с органами правопорядка. Вертикаль превращает трудолюбивых предпринимателей в уголовников. Зависимые от нее суды «кошмарят» бизнес не меньше чиновников. В цивилизованном мире такое поведение недопустимо. Зависимые суды и предприниматели за решеткой – это удел отсталых, застрявших в прошлой эпохе стран. Это и есть экономический и правовой экстремизм.

Доказательство экономического экстремизма №3. В современном мире давно научились стабилизировать цены. Инфляция справедливо считается врагом, в первую очередь, бедных людей. Она «съедает» их доходы и сбережения. Беларусь продолжает оставаться страной с необузданной инфляцией. Так в период 1992-2001гг. среднегодовая инфляция в Беларуси составила 324,8%. Для сравнения в России она была 157,4%, в Польше – 20,2%, Турции 74,8%, США – 2,7%, Германии – 2,1%. Даже Украина показала лучший результат, чем мы (222,2%).

В период 2002 – 2009 среднегодовая инфляция в Беларуси составила 17,8%. И это при тотальном ценовом регулировании. В Польше за это время среднегодовая инфляция составила 2,4%, Литве – 3,5%, России – 12,2%, Украине – 11,4%, а странах ЕС и США – менее 3%. Эти данные доказывают, что белорусская Вертикаль проводит экстремистскую денежную политику. Что-то не было слышно требований профессора А.Тура ее прекратить. Значит, его научные взгляды и совесть вполне совместимы с разрушением сбережений граждан, оборотного капитала предприятий и перераспределением ресурсов в пользе банков и большого бизнеса, который давно научится зарабатывать на инфляции.

Доказательство экономического экстремизма №4. В мире нормальной, а не экстремальной экономики, распорядители чужим (государство) за свои услуги и на выполнение социальных гарантий перед гражданами забирают максимум треть заработанного страной. В Беларусь же государство конфискует у граждан почти каждый второй заработанный ими рубль. День освобождения от налогов в Беларуси (когда человек полностью рассчитывается с государством и начинает работать на себя) приходится на 16 сентября. Это экстремальный показатель экстремистского Совета Министров. Еще одним его подтверждением является тот факт, что Беларусь на протяжении последних лет удерживала последнее место в мире по качеству налоговой системы.

Доказательство экономического экстремизма №5. При цивилизованной экономической политике подавляющее большинство экономической деятельности легально. При экстремистской политике граждане и бизнес прячут свои доходы и деятельностью от Большого брата. В Беларусь размер теневой экономики, по версии Всемирного банка, составляет 53% ВВП. Это значит, что каждый второй рубль в стране не облагается налогами. Большинство белорусов в такой форме выражает свой протест всеохватывающему бюрократическому государству. По индексу восприятия коррупции в 2009г. Беларусь заняла позорное 139-ое место. Это значит, что у нас процветают взяточничество, откаты, казнокрадство и другие формы коррупции.

Доказательство экономического экстремизма №6. В стране, где правительство проводит нормальную политику, граждане учатся, работают, создают семьи и стареют у себя на родине. В странах с экстремистской экономической политикой граждане стремятся уехать навсегда. Из Беларуси навсегда хочет уехать 20% всего населения. Желанием покинуть родину навсегда одержим каждый второй молодой человек. Это еще одно убедительное доказательство социально-экономического экстремизма Вертикали, которой так преданно, поистине с научной принципиальностью служит А.Тур. Когда свои хотят убежать из страны, другие с опаской отгораживаются от нас дорогими визами. Да и наша Вертикаль выставила дорогой визовый барьер на пути иностранных гостей.

Доказательство экономического экстремизма №7. В стране с нормальной экономической политикой правительства извлекают уроки из истории. Каждый может наступить на грабли, но только экстремисты в экономической политике делают это постоянно. Белорусская Вертикаль сделала ставку на государственные инвестиции в государственную собственность. Мы до конца выжали из активов все соки. Производственное оборудование и станки на большинстве промышленных предприятий изношены более чем на 70%. Для производства такого же количества товара, как в Германии или Словакии мы тратим в 2,5 раза больше энергоресурсов.

Комитет госконтроля постоянно выявляет факты приписок, завышения смет, нецелевого использования бюджетных средств – и все равно Вертикаль не доверяет ни белорусским частным, ни иностранных инвесторам. Она продолжает «замораживать» деньги в PR-стройках, которые становятся обузой местных бюджетов. Например, стало известно, что ежедневные затраты на содержание шикарного минского комплекса «Минск-Арена» составляют около $40 тысяч. Выходит, что каждый месяц налогоплательщики из своих карманов должны выкладывать $1,2млн., чтобы тешить тщеславие больших начальников и небольшой группы посетителей этого заведения. При этом школьники и пенсионеры обязаны платить за проезд на общественном транспорте, а инвалидам не хватает на лекарства.

В 2009г. дотации для белорусских нефтебаронов превышали социальную поддержку любой другой социальной группы населения. Вопиющих фактов бесхозяйственности, безалаберности и бездарности в управлении госимуществом и активами – тысячи, но Вертикаль с упорством экономического фундаменталиста твердо решила не проводить честную, открытую приватизацию. Чем не экстремистский подход?

Доказательство экономического экстремизма №8. Нормальное функционирование экономики предполагает не только открытую конкуренцию производителей товаров и услуг, но также открытую политическую конкуренцию и свободу СМИ. Именно эти институты обеспечивают быстрое исправление ошибок, резко снижают риск коррупции и захвата власти мощными кланами. Беларусь входит в группу 20 самых несвободных стран мира. В 2010 году по степени свободы СМИ мы заняли 154-ое место в мире.

Профессор А.Тур, очевидно, не видит взаимосвязи между политическими и гражданскими свободами и уровнем экономического развития. Ему нравится авторитарная политика и госплановская экономика. Только такие взгляды в современном мире являются маргинальными, экстремистскими. Из 47 стран Европы Беларусь единственная, которая не входит в Совет Европы. Это есть яркий пример экстремизма Вертикали. Без членства в этой организации нам не светит полноценное партнерство с ЕС. Вне политических организаций Европы у нас не будет возможности совместной реализации тысяч программ и проектов модернизации белорусской экономики.

Доказательство экономического экстремизма №9. 153 страны мира являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). Они приняли общие нормы и стандарты обмена товарами и услугами. Беларусь до сих пор не является членом этой организации. Белорусская Вертикаль отгородилась от всего мира мощными тарифными и нетарифными барьерами. Мы входим в Топ-30 самых протекционистских стран мира. Белорусские политики и чиновники умудрились поссориться даже с Россией. Вертикаль даже внутри страны до сих пор не может создать единое экономическое пространство для всех товаров и услуг. Если Вертикаль настолько уверена в превосходстве своей модели, то почему же она так боится открытости и международной конкуренции? Опять же не было слышно научно обоснованных протестов профессора А. Тура. Неужели в нархозе, БГУ или БНТУ до сих пор убеждают в преимуществах феодализма?

Доказательство экономического экстремизма №10. Белорусская Вертикаль продолжает жить в плену средневековой концепции продовольственной безопасности. Ежегодно из бюджета в распоряжение Минсельхозпрода и контролируемых им коммерческих структур (не путать с поддержкой настоящего с/х производителя) выделяется $3-4 млрд. При этом совокупные долги АПК превышают $12млрд. Сельское хозяйство де-юре перестало быть колхозно-совхозным, но де-факто полностью сохранило свою советскую суть. В стране создана порочная система тотального иждивенчества. Это недавно подтвердил глава Витебской области, пытавшийся оправдаться за бедственное положение с/х производителей. При огромной помощи, формально выделяемой для АПК, цены на многие отечественные товары на 30 – 300% выше мировых.

В стране создана система, в которой нас, потребителей, заставляют покупать дорогие местные продовольственные товары, чтобы аграрные бояре в лице начальников и коммерсантов Минсельхозпрода не в чем себе не отказывали. Перед нами проявление экстремизма по отношению к потребителям и честным с/х производителям. Что-то не было слышно голоса протеста ученого-экономиста А. Тура в защиту низких цен на продовольствие. Не требовал он призвать к ответственности за отказ в возвращении триллионных долгов. Очевидно, зарплата и возможности получения дополнительных имущественных бонусов на высоком посту в Минэкономики трансформировали некогда прогрессивные взгляды профессора, которого многие по инерции (и на фоне еще более реакционных и экстремистских представителей Вертикали) ошибочно продолжают считать либералом и рыночником.

Но кое-что белорусские власти все же позаимствовали из наших программ

Экономисты-экстремисты, авторы нынешней экономической политики Вертикали, являются главным тормозом развития экономики Беларуси и страны в целом. Они всеми правдами и неправдами цепляются за прошлое, блокируя модернизацию и перемены. Когда жизнь заставляет их реагировать на обострение проблем, они неохотно реализуют идеи своих оппонентов. Все то хорошее, что в последние годы сделала Вертикаль в Беларуси, изначально предлагалось белорусскими либералами-реформаторами.

С конца 1990-х автор агитировал за введение плоского подоходного налога. Почти 10 лет велась борьба. Скрипя зубами, Вертикали ввела-таки 12-процентный подоходный налог. Замечательное решение, но почему так долго доходило? Не потому ли, что в белорусских экономических вузах глубоко окопались марксисты, которым такие решения до сих пор кажутся экстремистскими?

Вертикаль ввела «золотую акцию», чтобы контролировать развитие экономики и отдельных предприятий. Безумное, бездарное, бесперспективное решение. Годами шла борьба за отмену этого порочного способа регулирования бизнеса. Наконец, «золотая акция» была отменена. Уверен, что в числе авторов идеи ее введения и применения были многие профессоры БГУ, БГЭУ и других экономических вузов страны. К сожалению, страна так и не узнала имена «героев», которые на многие годы парализовали инвестиции в нашу страну.

Более 10 лет призывали мы к введению уведомительного характера регистрации предприятий. А. Тур сотоварищи снисходительно называли наши предложения слишком радикальными, даже экстремистскими. Прошли годы. Прижало – и вот у нас есть эта система регистрации. Ее введение не привело к революции или хаосу. Однако чиновники и экономисты-теоретики, которые противились ей, до сих пор учат студентов и пудрят мозги А.Лукашенко и другим, не искушенным в экономической теории и практике политикам и администраторам.

Ни слова признания, тем более благодарности не прозвучало в адрес либералов-реформаторов Беларуси, когда Вертикаль приняла на вооружение цель «Войти в топ-30 стран мира с самым лучшим деловым климатом». А. Тур не назвал главу Нацбанка Петра Прокоповича экстремистом, когда тот призвал так изменить экономическую политику страны, чтобы войти в Топ-30 стран по уровню экономической свободы (в 2010 году мы оказались на 150-м месте). А. Тур и Минэкономики без стеснения копирует многие предложения из Платформы национального бизнеса Беларуси, которую предложили правительству либералы-реформаторы и предприниматели. Своих идей для реальной поддержки национального бизнеса нет. Вот и приходится черпать идеи из книг и статей «экстремистов».

А. Тур и его товарищи по проведению экстремистской экономической политики Беларуси являются институциональным злом нашей страны. Они не поддаются реформированию. Они давно заслужили увольнения, ибо на государственных постах они представляют реальную угрозу безопасности Республики Беларусь.

И еще. Не делает чести профессору экономики использование всуе имени великого экономиста Людвига фон Мизеса. Вульгарно и глупо сводить его великолепные труды, научные открытия к «грубому либерализму». Если вы настоящий ученый и после прочтения экономического трактата «Человеческая деятельность» у вас осталась враждебность к либеральной экономической политике и модели малого государства (не путать с анархией!), то вам нужно съесть не только ваш диплом о присвоении докторской степени, но и корочки об окончании экономического университета.

Ярослав Романчук, 22 октября 2010 года, Минск



<Сентябрь 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
45678910
Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Экономика