Центробанк РФ перешел от покупок валюты к продажам на фоне падения рубля, которое он в целом объясняет увеличением импорта с посткризисным восстановлением спроса, и частично - спекуляциями, особенно в последние дни, сказал глава ЦБ Сергей Игнатьев.
Он также пообещал постепенное ослабление основных инфляционных факторов - роста денежного предложения и цен на продовольствие вследствие засухи, а при обсуждении процентной политики опустил традиционное для последних месяцев обещание не менять ставки.
"К числу возможных причин некоторого ослабления рубля в последние месяцы я бы отнес, прежде всего, тенденцию снижения профицита текущего счета платежного баланса в результате быстрого роста импорта. Немаловажную роль, особенно в последние дни, сыграли и чисто спекулятивные факторы", - сказал Игнатьев, выступая в Госдуме с квартальным отчетом об антикризисной программе правительства и ЦБ.
"Валютные интервенции Банка России в последние месяцы были очень незначительны. Например, в июле мы купили только $0,5 миллиарда, в августе - $1,3 миллиарда. В сентябре мы уже продавали иностранную валюту, и с начала месяца по 22 сентября мы продали $0,6 миллиарда".
Игнатьев воздержался от оценок текущего курса рубля и подтвердил приверженность плану перехода к свободному плаванию и инфляционному таргетированию в будущем.
Глава ЦБ отметил быстрый прирост денежного предложения - на треть за год к 1 сентября.
"Это значительно меньше, чем в некоторые предкризисные годы,.. но значительно больше, чем мы прогнозировали в конце прошлого года. Таким образом, определенные риски ускорения инфляции формируются и со стороны денежного предложения", - сказал Игнатьев.
"Быстрый рост денежной массы связан с двумя обстоятельствами: во-первых, это масштабные покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в первые месяцы года. Во-вторых, это большие расходы средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета в январе-апреле 2010 года", - сказал Игнатьев.
С лета Минфин в поиске средств финансирования дефицита переключился внутренний долговой рынок, что Игнатьев "всячески поддерживает".
"Таким образом, в ближайшие месяцы мы ожидаем замедления роста денежной массы", - сказал глава ЦБ.
Другой инфляционный фактор - неурожай - также со временем сойдет на нет, пообещал он.
"Рост инфляции связан, в первую очередь, с засухой и низким урожаем. К сожалению, в сентябре рост цен продолжается... Представляется, что крайне неблагоприятные погодные условия, сложившиеся летом текущего года, могут оказать хотя и заметное, но ограниченное во времени воздействие на инфляцию. К осени будущего года это влияние может быть полностью исчерпано", - сказал Игнатьев и пообещал инфляцию за весь 2010 год в районе 8 процентов, на верхней планке прогноза правительства 7-8 процентов и при прежнем прогнозе 6-7 процентов.
Если новый прогноз ЦБ сбудется, ставка рефинансирования ЦБ окажется меньше инфляции. С 1 июня 2010 года она находится на историческом минимуме 7,75 процента, и ЦБ до сих пор обещал не менять её "в ближайшие месяцы". Последнее такое заявление прозвучало 2 сентября, однако в пятницу Игнатьев, говоря о ставках, воздержался от ставшей уже традиционной для ЦБ формулировки о их неизменности "на ближайшие месяцы" и от прогноза в целом.
Перед выступлением Игнатьев сказал журналистам, что совет директоров о ставках состоится в следующий вторник, 28 сентября.