Белорусские чиновники еще на долгие десятилетия останутся «при деле» по объективным причинам, которые станут серьезным препятствием на пути практического воплощения в жизнь намерения любой власти по сокращению госаппарата. Суть проблемы заключается в том, что последние 16 лет деятельность белорусских чиновников базировалась на хорошо известном армейском методе поддержания занятости личного состава – до обеда первая рота роет канаву от клуба до столовой, после обеда вторая рота засыпает канаву от столовой до клуба.
Хороший пример подобной занятости чиновников сегодня привел министр финансов Беларуси Андрей Харковец, представляя проект бюджета в парламенте. По его словам, правительство подготовило проект документа, предусматривающий радикальную либерализацию порядка заполнения первичных учетных документов с целью снижения штрафных санкций по отношению к субъектам хозяйствования.
"Мы подготовили проект госрешения, которым вносятся дополнения и изменения в порядок контроля за субъектами хозяйствования в части оценки достоверности информации, которая вносится в первичные учетные документы", - сказал Харковец, слова которого цитирует Interfax.by.
По сути долгие годы чиновники плодили всякие госрешения, направленные на завинчивание либеральных гаек в белорусской экономике. Теперь, примерно такое же количество времени понадобится на разработку новых документов, позволяющих хоть как-то ослабить давление на бизнес.
"Мы столкнулись с ситуацией, когда предприятия штрафуются за малейшие нарушения при заполнении таких документов, что предусмотрено действующей нормативной базой", - сказал чиновник., отметив, что новый документ позволит вывести из-под штрафных санкций "огромный массив первичных учетных документов".
Столкнуться можно с тем, что пока никак не поддается прогнозированию в силу недостаточных знаний человечества о неких процессах, как, например, всплеск солнечной активности, в конце концов – аномальная засуха, необъяснимое поведение пингвинов в Антарктиде.
Столкнуться же с последствиями усиления бизнес-администрирования можно в одном случае – при разработке большинства законодательных документов никто даже пальцем не шевельнул ради среднесрочного прогнозирования, а все принимаемые решения решали лишь текущую проблему (сегодняшнего дня) или преследовали узковедомственные интересы.
Скорее всего, дебюрократизация будет протекать в таком же ключе. Решая текущие проблемы, чиновники еще десяток лет будут разрабатывать либеральные «полудокументы», в которые затем придется долго и нудно вносить многочисленные изменения из-за очередного столкновения с обстоятельствами, предвидеть которые никто и не планировал.