Казахстан готов сократить долю в крупных госкомпаниях и банках, чтобы реформировать сырьевую экономику и перейти к политическим реформам, залогом которых является стабильность действующей власти, сказал глава госфонда Самрук-Казына, крупнейшего промышленного холдинга страны с активами стоимостью $70 миллиардов.
Председатель правления казахстанского фонда национального благосостояния Самрук-Казына Кайрат Келимбетов сказал в интервью Рейтер, что власти размышляют о снижении своей доли или продаже крупных компаний холдинга и банков в ближайшие несколько лет.
"Мы обсуждаем - политическое решение еще не принято - по многим крупным компаниям внутри Самрук-Казына в течение 3-5 лет, возможно, обсуждение IPO головных компаний... Идет подготовительная работа - либо сам Казмунайгаз, либо его дочерние компании…", - сказал Келимбетов, который связывает с приватизацией повышение эффективности компаний.
Самрук-Казына владеет 100 процентами Казмунайгаза, который вместе с публичной "дочкой" Разведка Добыча Казмунайгаз добывает около 19 миллионов тонн нефти в год и занимает второе место в Казахстане по этому показателю.
В числе активов на продажу - главные банки страны, доли в которых Самрук-Казына получил в обмен на помощь государства финансовому сектору в кризис, а также пакет в крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе страны - Павлодарском НХЗ.
"Мы с января 2009 стали акционерами крупнейших банков - в Казкоммерце и Халыке больше 20 процентов,.. в Альянсе - больше. 5 сентября заканчивается реструктуризация БТА. Альянс и Темирбанк ее закончили... Мы планируем в трехлетний период продать эти банки, считаю, именно в этом временном горизонте цены на казахстанские банки вернутся на докризисный уровень", - сказал глава фонда, добавив, что на БТА-банк покупатель уже есть.
"Обсуждение (продажи) БТА-банка может начаться после 5 сентября. Мы начиная с февраля 2009 года ведем консультации со Сбербанком... Будет предлагаться поэтапно: первый этап - изучение вопроса через различные формы опционов, потом это может быть и 10 процентов, какой-то паритет между нами и Сбербанком, и, в конце концов, мы готовы продать весь свой пакет", - сказал Келимбетов, который входит в наблюдательный совет крупнейшего российского госбанка.
Он не назвал сумму сделки, но сказал, что фонд инвестировал около $2,5 миллиарда в БТА-банк и "ожидает вернуть эти инвестиции".
По его словам, переговоры о продаже доли в Павлодарском заводе, который связан с системой транссибирских нефтепроводов и способен перерабатывать около 7,5 миллиона тонн нефти из общего объема переработки в стране в 13 миллионов, ведутся с ТНК-BP.
"Ведутся переговоры, в том числе с ТНК-ВР, чтобы ТНК-ВР, может быть, стала партнером Казмунайгаза... Плюс возможна поставка российской нефти на китайский рынок... Рано говорить о порядке цифр, но по крайней мере те инвестиции, которые были потрачены Казмунайгазом, они должны быть возвращены", - сказал он.
Он не назвал размер пакета, однако ранее топ-менеджеры Казмунайгаза говорили о желании продать до половины доли и не исключали возможность вхождения в добывающий проект в Сибири в качестве одного из условий сделки.
ГАРАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ
Казахстан был одной из самых привлекательных для инвесторов стран на постсоветском пространстве с 1990-х годов благодаря природным ресурсам и либеральному законодательству, что позволяло крупнейшей экономике Центральной Азии расти по 10 процентов в год в последние десять лет.
Кризис и ужесточение законодательства вкупе с попытками государства войти в крупнейшие нефтегазовые проекты с иностранным участием - Кашаган и Карачаганак - привели к замедлению темпов роста экономики до 1,2 процента в прошлом году.
Келимбетов надеется, что спор между правительством и иностранными участниками Карачаганака будет разрешен до 1 сентября, а интерес к Каспийскому региону и Казахстану будет постепенно расти, а за ним - подниматься экономика.
"Надеюсь, что до 1 сентября - в июле-августе - все сложные вопросы между сторонами будут решены. Позиция с казахстанской стороны неизменна - найти компромисс, интерес инвесторов - сохранить как этот проект, так и новые проекты. В последнее время ценовой диапазон по сравнению с предыдущим десятилетием очень сильно сдвинулся, и президент Казахстана говорит о том, что контракты не будут пересматриваться,.. (но) это не мешает обеим сторонам обсуждать договоренности, какое-то улучшение договоренностей с обеих сторон, если это добрая воля", - сказал он.
"Думаю, после (аварии в Мексиканском заливе на скважине) ВР... будет принято решение заморозить добычу нефти на территории природных заповедников, а это значит, что на фоне нестабильности на Ближнем Востоке интерес к Каспийскому региону будет усиливаться".
По его оценке, озвученная правительством индустриальная программа объемом $50 миллиардов при нынешнем росте цен на нефть может обеспечить рост ВВП на 3-5 процента уже в текущем году.
Экономическая модернизация позволит сделать следующий шаг - начать политические реформы. По мнению Келимбетова, оба процесса возможны только под руководством бессменного президента Нурсултана Назарбаева.
"Мы (Самрук-Казына) являемся крупнейшим производственным активом - под нашим управлением находятся активы на $70 миллиардов. Мое мнение, что эти активы должны мониториться лично президентом Казахстана - он является гарантом их эффективного использования", - сказал глава фонда
"Думаю, для того, чтобы провести экономическую модернизацию и начать политическую, необходимо очень стабильное руководство этим процессом", - сказал Келимбетов, приведя в пример Сингапур и Малайзию, которые под руководством "соответствующих лидеров" смогли добиться прогресса в течение 20-30 лет.
В середине июня бессменный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев получил дополнительные пожизненные полномочия и статус "лидера нации", что обязывает госорганы согласовывать инициативы с Назарбаевым и после его отставки и распространяет гарантии неприкосновенности имущества на членов его семьи.
Назарбаев, которому в июле исполнится 70 лет, руководит богатой нефтью страной с 1990 года, и аналитики опасаются, что его уход может обострить борьбу за власть и привести к переделу собственности.
Президент еще не делился планами относительно своего участия в очередных выборах 2012 года и не называл преемника.