Второй танкер с венесуэльской нефтью все-таки плывет по направлению к Одессе, где сырье перегрузят в ж/д цистерны и докатят до Мозырского НПЗ. Как сообщает БелТА со ссылкой на представителя Белорусской нефтяной компании, танкер с 80 тыс. тонн «сернисто-ванадиевой» «Санта-Барбары» отправился в путь через Атлантику 31 мая.
В Одессе его ждут к 20 июня, а дальнейшая транспортировка нефти в Беларусь на этот раз займет больше времени – все 80 тыс. тонн перевезут лишь к 15 июля. Впрочем, нет худа без добра. 15 июля – самое время для созыва очередного Всебелорусского народного собрания, участникам которого можно будет налить перед первым заседанием по рюмке нефти в качестве доказательства способности А.Лукашенко обеспечить страну альтернативными поставками углеводородов.
Но и без этой рюмки представители из народа могут через 5 минут после открытия 4-й по счету сходки проголосовать за незамедлительное переизбрание Лукашенко на 4-й срок, попутно выдвинув инициативу о присвоении ему статуса «лидер нации». Не только ж президенту Казахстану положены подобные почести.
Но вернемся к нефти. По данным БНК в конце июня в Беларусь будут отправлены еще 2 танкера с венесуэльской нефтью и, судя по неспешности транспортировки, на МНПЗ эта нефть будет доставлена не раньше августа. Если вообще будут еще два танкера.
Именно сдвинутые сроки и вызывают подозрение, что не все так экономически, как хотят представить белорусские власти. Согласно плану на июнь, спущенному концерном Белнефтехим, на Мозырском НПЗ планировалось переработать 250 тыс. тонн венесуэльской нефти – три танкера. В итоге успеют переработать лишь пару десятков тысяч тонн.
Вряд ли на сроки отгрузки повлияли ураганы в Атлантическом океане (еще не сезон), или затонувшая платформа Чавеса по добыче газа. Не прокатят и такие причины как неисправность заправочных пистолетов, которыми нефть заливали в танкер, или отсутствие денег у Лукашенко на оплату второго танкера (все-таки сумма небольшая).
О причине «задержки» говорит дата отправления танкера из Венесуэлы – 31 мая. Именно к этому дню стало понятно, что Россия, с каждым днем теряющая Беларусь, не повелась на демарш премьера С.Сидорского, отказавшего от участия во встрече премьеров стран Таможенного союза.
Отсутствие Сидорского не помешало премьерам России и Казахстана расписать Таможенный союз на двоих, но даже спустя три дня в Минске еще теплились странные надежды на то, что второй танкер все же должен убедить Россию в твердых намерениях Лукашенко закупать венесуэльскую нефть для своих НПЗ вместо российской.
Короче говоря, Лукашенко пришлось купить второй танкер «Санта-Барбары», пусть и не по $704 за тонну (цена нефтяного первенца), но и примерную цену в $650 дешевой не назовешь.
Сегодня уже понятно, что решение о закупке второй партии в 80 тыс. тонн было ошибочным, поскольку не возымело никакого эффекта. Россия всеми способами дала понять белорусским чиновникам, что Беларусь как независимая и суверенная страна имеет полное международное право закупать нефть в любой стране мира и при желании даже импортировать ее с других планет Солнечной системы – на позицию Москвы по экспортным пошлинам на нефть и нефтепродукты это никак не повлияет.
Но то, что понятно уже всем, почему то упорно не хотят понимать в белорусском руководстве, продолжая забаву с танкерами, которая ко всему прочему вынуждает кланяться и перед украинскими чиновниками ради пониженных ж/д тарифов. Очевидно, что еще два танкера припасены на тот случай, если Лукашенко в ближайшую пятницу, Кобякову или Семашко 17-18 июня (встреча на уровне вице-премьеров) не смогут выщемить из России хоть какие-то уступки и придется продолжать игру на блокирование Таможенного союза.
Но все же кажется, что 11 июня российский президент сможет объяснить Лукашенко все последствия белорусского упрямства, и Чавес сможет со спокойной совестью увеличить свой нефтяной экспорт в США на 160 тыс. тонн, благодаря чему еще пара-тройка частных венесуэльских предприятия избежит национализации.