Белорусские власти рассматривали три варианта развития игорного бизнеса в Беларуси. Об этом сегодня на совещании у А.Лукашенко рассказал премьер С.Сидорский.
Первый вариант заключался в точечной модернизации существующей системы. Он предусматривал ужесточение контроля над операторами, введение перечня игровых автоматов, допускаемых к функционированию на территории Беларуси, а также устанавливал ограничения на площадь игорных залов и запрет на их размещение в жилых домах. Это этого варианта власти отказались.
Вторая модель предполагала создание в Беларуси единого игорно-развлекательного центра («игорной зоны»). Такая зона (в качестве варианта рассматривалась территория вблизи Национального аэропорта «Минск») включала бы в себя не только большое количество игорных заведений, но и соответствующую инфраструктуру: отели, рестораны, торговые центры и прочее. Однако, по оценкам экспертов, создание игорно-развлекательного центра такого типа потребовало бы слишком больших финансовых затрат (около $1 млрд.).
Таких денег у страны нет. Нет и инвесторов с такими деньгами. Поэтому вариант белорусского Лас-Вегаса отпал по финансовым причинам.
Власти остановились на 3-м варианте, который предусматривает децентрализацию (?) белорусского игорного бизнеса, внедрение передовых технических средств контроля, обеспечение защиты игрока, а также прозрачность финансовой деятельности игорных заведений.
Данный вариант предлагается реализовать через создание специальной компьютерной кассовой системы (СККС), объединяющей все игорные автоматы и иное оборудование. СККС позволит получать и систематизировать – контролировать - в режиме реального времени исчерпывающую информацию о финансовых потоках игорных заведений, действующих в Беларуси. Это позволит постепенно перейти от фиксированного налога на установку игорного оборудования к прозрачному налогообложению реального дохода игровых операторов.
Концепция также предусматривает внедрение на базе СККС единых технических стандартов к игровому оборудованию. В перспективе запланировано переоснащение казино таким образом, чтобы в них были внедрены так называемые «электронные рулетки» - таким образом данные о ставках и выигрышах на рулетках будет также поступать в электронную базу данных.
Помимо этого, предлагается изменить организацию деятельности игорных заведений: открывать лишь крупные казино, не более одного в областном городе и 2-3 – в столице. В свою очередь, Госконтроль предложил повысить уставные капиталы игорных заведений, а также принять ряд дополнительных мер с целью снижения негативных социальных последствий игровой индустрии. В частности предлагается запретить размещение заведений в небольших (менее 50 тыс. жителей) населенных пунктах, создать единую базу данных игроков для запрета посещения игорных заведений отдельным категориям граждан и т.д.
Для обеспечения деятельности СККС планируется создать мониторинговый центр с привлечением крупной частной компании, обладающей необходимыми ноу-хау, опытом, финансовыми ресурсами и материально-технической базой.
Сидорский сходу предложил услуги «крупной американской компании», готовой участвовать в этом проекте за счет вложения до $200 млн. Однако, Лукашенко умерил игорный задор премьера, не исключив возможности проведения в ближайший месяц тендера для частных компаний по участию в создании мониторингового центра.
Лукашенко также потребовал, чтобы данные, получаемые через СККС, поступали только к тем ведомствам, которые будут непосредственно заниматься контролем за налогообложением игорных заведений, а не к иным структурам.
«Я против того, чтобы чуть ли не в каждом ведомстве стоял компьютер с данными об этих коммерческих каналах. Этим должны заниматься налоговые органы. Причем здесь КГК, КГБ, ОАЦ? Это что, их функция – игорным бизнесом заниматься? Если силовикам нужна какая-то оперативная информация, они смогут в любой момент обратиться за нужными данными», - заявил Лукашенко.
В целом он одобрил 3-й вариант, предложенный правительством, однако потребовал качественной подготовки соответствующего проекта документа.
«Я не хочу, чтобы получилось так, что через три месяца вы придете ко мне и будем вносить изменения и дополнения. Если садитесь разрабатывать указ – разрабатывайте как положено, чтобы он работал годы», - отметил Лукашенко.