Ликвидация белорусского нефтяного оффшора, ставшая неизбежной после принятия новых условий поставки нефти в Беларусь в 2010 году, сказалась не только не перебоях в работе белорусского нефтехимического комплекса. Сокращению бюджетных поступлений и валютной выручке, но и в одночасье разрушила создаваемую годами внебюджетную систему финансирования белорусских спортсменов. Уже давно не секрет, что главными спонсорами наиболее популярных в Беларуси видов спорта выступали нефтетрейдеры.
«Хочешь знать, кто завозит в Беларусь нефть? – Смотри приложения к указам о поддержке хоккейных клубов», – еще три года назад говорили в Беларуси. Но с 1 января 2010 года нефтетредейрам пришлось самим искать себе спонсоров. Определенную деструктивную роль сыграл кризис. И белорусские власти столкнулись с необходимостью коренного пересмотра (упорядочивания) системы скрытого налогообложения, обеспечивающей спортивный имидж страны.
В итоге 1 марта А.Лукашенко подписал указ №116 «О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных видов спорта».
Следует отметить два аспекта, которые бросается в глаза при беглом знакомстве с текстом документа. Во-первых, официально закрепленный «налог» с оборотов импортеров произведенных в России табачных изделий в размере не менее 5% - эти деньги идут на поддержку «республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, клубов по виду (видам) спорта, перечень которых утверждается» Совмином по согласованию с А.Лукашенко.
Во-вторых, передача Совмину полномочий по утверждению юридических лиц, оказывающих поддержку белорусскому спорту, правда, по согласованию с А.Лукашенко. Ранее, такие списки утверждались указами. В этой связи впечатляет приложение №2 к указу №116, отменяющее действие подписанных в разные годы 29 указов о поддержке белорусского спорта.
Согласно документу Совмину поручено до 10 марта представить на согласование списки спонсоров белорусского спорта. Указ позволяет всем желающим оказывать спонсорскую помощь белорусскому спорту, однако на спонсоров, не попавших в списки Совмина, не распространяется льгота по налогу на прибыль.
Следует отметить, что предпочтение отдельным видам спорта дорого обойдется спонсорам в прямом смысле этого слова. В частности, поддержка Белорусскому тяжелоатлетическому союза должна оказываться ежеквартально и «не может составлять менее 15% в год от суммы средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете на содержание национальной команды Республики Беларусь по тяжелой атлетике».
Фанам Белорусской федерации парусного спорта придется совместными усилиями собрать по итогу года не менее 1 млрд. рублей. В такую же сумму обойдется поддержка каждой из команд первой лиги по футболу. Спонсор другой спортивной организации (вида спорта) должен быть готов к тому, что от него ждут не менее 5% бюджета этой организации в предыдущем году.
Согласно документы все спортивные организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученной спортивными организациями от размещения рекламы. Кроме того, федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта освобождены от ввозного НДС.
Особый интерес представляет перечень расходов (приложение №1 к указу №116), которые можно производить за счет спонсорских денег. После изучения этого перечня возникает вопрос о целесообразности включения в него третьего пункта.
Текст приложения-перечня расходов:
1. Оплата расходов, связанных с проведением спортивных мероприятий (спортивные соревнования, учебно-тренировочные сборы, научно-практические семинары и конференции тренеров и специалистов по соответствующим видам спорта, международные спортивные конгрессы, прием в Республике Беларусь международных спортивных экспертов и судей), включая формирование призового фонда, командированием спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, а также членов республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, унитарного предприятия "Белорусский клуб биатлона" и лиц, не состоящих в их штате, но имеющих непосредственное отношение к подготовке и обслуживанию сборных команд Республики Беларусь по соответствующему виду спорта, для участия в спортивных мероприятиях за границей и на территории Республики Беларусь, повышением квалификации названной категории лиц.
2. Приобретение:
спортивной формы, инвентаря и оборудования, спортивного оружия и боеприпасов к нему, спортивных лошадей и снаряжения, расходных материалов для их обслуживания, а также призов, медалей, дипломов, цветов, сувенирной продукции и наградной атрибутики;
транспорта, горюче-смазочных материалов, мебели, оргтехники, средств связи, фото- и видеооборудования;
медицинского оборудования и приборов, расходных материалов к ним, необходимых для обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процессов;
фармакологических препаратов, биологически активных добавок, лечебных мазей, лосьонов, а также полнорационных кормов для лошадей.
3. Выплата заработной платы штатным работникам республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, унитарного предприятия "Белорусский клуб биатлона", начислений к ней, уплата налогов, оплата банковских услуг.
4. Оплата выполненных работ и оказанных услуг по обеспечению деятельности республиканских федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, унитарного предприятия "Белорусский клуб биатлона".
5. Оплата услуг электросвязи, сети Интернет, коммунальных услуг, аренды помещений, спортивных объектов.
6. Строительство и оснащение специализированным оборудованием спортивных сооружений, ремонт (реконструкция) и содержание спортивных объектов для соответствующих видов спорта, в том числе других юридических лиц (организаций, имеющих эти сооружения и объекты в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении), их инфраструктуры, развитие материально-технической базы.
7. Издание научно-методических материалов, книг по спортивной тематике, видеофильмов и роликов, буклетов, афиш, плакатов и иной рекламной продукции.
8. Материальное поощрение спортсменов — победителей и призеров спортивных соревнований, их тренеров и обслуживающего персонала, принимавшего участие в подготовке этих спортсменов.