Минэкономики своим постановлением №26 от 8 февраля 2010 года «О ценах на лекарственные средства» установило максимальные цены на лекарственные средства белорусского производства, сообщила пресс-служба министерства.
Ранее в рамках госрегулирования цен на лекарства действовали фиксированные цены. Такая практика не вызывала особых претензий со стороны белорусских фармацевтических предприятий, поскольку параллельно существовала система госзаказа.
С 1 января 2010 года Минздрав отказался от госзаказа и перешел на систему тендерных закупок лекарственных средств, что автоматически поставило белорусских производителей в невыгодные условия по сравнению с зарубежными поставщиками. При фиксированных ценах последние заранее знали предлагаемые белорусскими производителями условия, что позволяло без особых усилий выигрывать тендеры на поставку.
При переходе на максимальные цены белорусские фармпредприятия получили возможность при участи в тендерах Минздрава устанавливать более низкие отпускные цены, лишив тем самым иностранных поставщиков неконкурентного преимущества.
Вместе с тем, сегодня сложно сказать, сколько тендеров проиграли белорусские фармпредприятия с начала текущего года и какое количество тендеров было проведено при участии только белорусских производителей. Местный производитель, а в Беларуси – это госпредприятия, всегда имеет определенное преимущество – административный ресурс, что позволяет отправить свое тендерное предложение в последний момент, зная к этому моменту состав участников. В случае их отсутствия ничто не мешает местному фармпредприятию предложить максимальные цены, установленные Минэкономики. И никаких нарушений закона.
Возможность использования таких схем косвенно подтверждается и в пресс-релизе Минэкономики.
«Утвержденный уровень предельных максимальных цен обеспечивает условия для рентабельного производства лекарственных средств всеми фармацевтическими предприятиями республики», - говорится в сообщении.
Белорусские фармпредприятия постоянно жаловались на низкий уровень рентабельности. Переход с фиксированных на максимальные цены был пролоббирован Белбиофармом, который в данном случае решил сразу две задачи – устранил неравные условия для участников тендеров и одновременно обеспечил возможность выполнения прогнозных показателей по рентабельности.
В обоих случаях страдает белорусский потребитель. Нареканий к качеству белорусских лекарственных средств всегда было предостаточно (из-за бездумной экономии при закупках сырья), и белорусы старались купить импортные лекарства. Теперь импорта станет меньше. Одновременно, цены на белорусские лекарства в ряде случаев могут повыситься до установленных Минэкономики. Поскольку текст постановления еще не опубликован, уточнить уровень возможного повышения на те или иные позиции в перечне не представляется возможным.