Прогноз отрицательного сальдо внешней торговли в 4,7 млрд долларов на конец 2010 года вызвал серьёзную озабоченность у экспертов. Однако не столько самой цифрой, сколько отсутствием понятных источников покрытия такого разрыва.
События 2009 года убедительно показали, что Россия больше не готова выделять межгосударственные кредиты по первому свистку из Минска. Если такие средства и будут предоставлены в текущем году, то только под серьезное экономическое обоснование и гарантии возврата, а также иные условия. Нет уверенности и в дальнейшем сотрудничестве с МВФ на фоне весьма туманных перспектив выделения последнего транша программы stand-by в марте.
Коммерческое кредитование (привлечение внешних кредитов субъектами хозяйствования) не сможет обеспечить приток необходимого объема валюты, а планы властей по размещению евробондов и гособлигаций на российском рынке являются чересчур оптимистичными. Бумаги покупать будут, но стоимость таких денег будет очень высока из-за политического риска.
Когда выбор не велик, остается лишь приватизация госсобственности. Однако белорусские власти не готовы к открытию сезона приватизации в 2010 году, о чем весьма красноречиво говорит совместный план действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.
Три действия (пункта плана) властей в разделе, посвященном приватизации, представляют загадку на внимательность «Найди три отличия»:
«70. Подготовка предложений по каждому предприятию о необходимости реформирования на основе разгосударствления и приватизации;
72. Подготовка предложений для включения их в план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2011–2013 годы;
73. Формирование плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2011 – 2013 годы».
Основное различие заключается лишь в сроке выполнения: первые два пункта – в 1 квартале, последний – в сентябре 2010 года, зато какая активность и многообразие действий.
Особенно красноречив в отношении приватизационных планов властей еще один пункт совместного плана, согласно которому в течение всего февраля каждый день с утра до вечера правительство с Нацбанком будут устанавливать возможности:
- продажи акций, находящихся в государственной собственности, на аукционе с применением метода понижения начальной цены после нерезультативных аукционов;
- продажи недвижимого госимущества с рассрочкой платежей;
- передачи в доверительное управление иностранным инвесторам акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
- уточнения методов оценки имущества при продаже конкретному покупателю, внесении неденежного вклада.
Причем, никаких дополнительных мероприятий как в случае установления, так и отсутствия вышеупомянутой возможности планом действий не предусмотрено.
Помимо перечисленных пунктов раздел совместного плана «Совершенствование управления государственным имуществом» включает такие запланированные на январь действия как «совершенствование норм законодательства о создании и правовом статусе унитарных предприятий», «определение порядка предоставления недвижимого имущества в безвозмездное пользование» юрлицам под «создание рабочих мест» и «совершенствование законодательства по вопросам приватизации государственного имущества».
Еще упоминается пункт «Оптимизация объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации», однако его выполнение зависит от парламента – в 2-месячный срок после принятия в новой редакции Закона Республики Беларусь ”Об объектах, находящихся только в собственности государства».
В общем, несложно предположить, что все приватизационные процессы в 2010 году будут протекать исключительно в кабинете А.Лукашенко. Однако, учитывая политическую особенность текущего года (президентская кампания), даже на этом отдельно взятом кусочке белорусской территории вся приватизационная активность сведется к обещаниям грядущих распродаж с барского плеча в 2011 году при условии внесения залога или предоплаты в нынешнем.
Следует отметить, что заложенные в бюджет-2010 доходы от приватизации сводят на нет все ожидания экспертов в этой сфере – около 2,57 трлн. рублей ($940 млн.). Причем в эту цифру входит последний транш оплаты Газпромом за 12,5% пакет акций Белтрасгаза в размере 625 млн., а также платежи инвесторов за БеСТ и Мотовело. Возможные крупные приватизационные сделки, о которых уже публично говорили власти – это продажа контроля в Белинвестбанке и из области фантастики – единый комплекс на базе Нафтана и Полимира.