Создание единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Таможенного союза, а затем и на территории стран СНГ должно в итоге привести к единой экономической зоне от Атлантики до Тихого океана. Такую цель сегодня озвучил первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия".
"Таким образом, мы прокладываем мост через ЕЭП к другим государствам СНГ для формирования общего экономического законодательства с тем, чтобы база развития бизнеса на всем этом пространстве была единой… Через параллельное движение по этим двум направлениям мы в перспективе сможем подойти к широкому экономическому пространству, охватывающему страны, входящие и в ЕС, и в СНГ… Наша цель - пространство без барьеров и визовых режимов, от Атлантики до Тихого океана", - заявил Шувалов.
Вместе с тем он пояснил, что сближение с ЕС не предполагает создания наднациональных регулирующих органов.
Что же касается краткосрочной перспективы, то уже в марте Россия намерена провести конференцию, в рамках которой будет рассмотрен вопрос переформатирования СНГ.
"Если ранее заявлялось о том, что в начале 90-х годов СНГ было форматом, который не должен был допустить повторения югославского сценария, то в настоящий момент СНГ - это формат, который востребован самой жизнью для обеспечения реальных интеграционных процессов", - пояснил первый вице-премьер РФ.
В ближайшее время Россию и страны Таможенного союза ждет нелегкая дискуссия по вопросу распределения ввозных пошлин между бюджетами участников Таможенного союза, которая пройдет в рамках запланированного на 27 января 2009 года заседания комиссии Таможенного союза, сообщил вчера директор департамента ВЭД МЭР РФ Алексей Лихачев.
По его словам, существуют три подхода для распределения пошлин: первый - по объемам собираемых платежей, второй - по объемам импорта, третий - к предыдущим добавляются некие макроэкономические показатели, например, показатель ВВП.
По словам Лихачева, эти три подхода приблизительно дают пропорцию, при которой 90% платежей зачисляются в российский бюджет, 6% - в белорусский и 4% - в бюджет Казахстана.
"Я бы пока относился к этому как к некоему виртуальному примеру. Надо понимать, что каждая десятая доля процента - это миллионы рублей, и надо понимать, что не будет согласована эта цифра, пока не пройдут не только внутрироссийские согласования, но и главное - пока они не будут согласованы с казахстанской и белорусской сторонами", - сказал российский чиновник.
"Переговоры будут нешуточные", - предположил Лихачев.
В преддверие жарких баталий по разделу доходов бюджета самое время помечтать о межконтинентальном ЕЭП без «барьеров для движения товаров, капиталов и граждан между странами Таможенного союза и Евросоюзом».