На белорусских НПЗ иссякают запасы нефти, несмотря на заявления концерна Белнефтехим о начале переговоров с поставщиками новых контрактов на поставку сырья до сих пор нет, в то время как Беларусь и Россия демонстрируют неизменность своих позиций в проходящих в странном режиме переговорах об условиях поставки и транзите российской нефти в 2010 году.
Пресс-секретарь премьер-министра Беларуси Александр Тимошенко вчера опроверг распространенные рядом СМИ в четверг со ссылкой на анонимный источник сведения об изменении переговорной позиции белорусской стороны по условиям поставки нефти, сообщает Interfax.by.
«Распространенное СМИ со ссылкой на анонимный источник в органах госуправления сообщение о том, что «Беларусь изменила свою позицию и не будет настаивать на межбюджетном распределении экспортных пошлин, если Россия увеличит квоту поставок нефти для внутренних нужд Беларуси с предлагаемых ею сейчас 6 млн. тонн до 8-9 млн. тонн» не соответствует действительности», - заявил Тимошенко.
«Подобную информацию мог распространить только человек, далекий от самих переговоров и слабо знакомый с переговорной позицией белорусской стороны», - подчеркнул пресс-секретарь премьера. При этом он напомнил, что официальная позиция Беларуси изложена в письме А.Лукашенко на имя президенту РФ Д.Медведеву.
Однако Тимошенко не уточнил, довелось ли ему самому ознакомиться с текстом письма, ушедшего позавчера в Москву.
Самоудовлетворяющая гибкость
Вместе с тем, изначальная позиция Беларуси по условиям поставки нефти в страну всё же претерпела определенные изменения. По словам источника в белорусской делегации официальный Минск уже не настаивает на беспошлинном объеме в 8-9 млн. тонн и даже готов обсуждать вариант, не предусматривающий межбюджетное распределение пошлин на экспортируемые из Беларуси нефтепродукты при условии снижения экспортной пошлины на поставляемую из РФ нефть.
По сути речь идет об определенной корректировке условий, озвученных Россией – 6,3 млн тонн беспошлинно, 15,2 млн. тонн – со 100% российской экспортной пошлиной. Цифра 6,3 млн. тонн представляет собой разницу между внутренней потребностью Беларуси в 8 млн.тонн и 1,7 млн.тонн собственной нефти, добываемой в Беларуси.
В частности белорусская сторона предлагает увеличить объем беспошлинной поставки нефти до 7,1 млн тонн, объясняя это тем, что не может отказаться от традиционного экспорта в Польшу почти половины объема добываемой в республике нефти – около 800 тыс. тонн ежегодно, обеспечивающего финансовую стабильность РУП "Белоруснефть".
Свое требование о снижении экспортной пошлины на оставшийся объем российской нефти – 14,4 млн.тонн нефти – белорусская сторона объясняет еще проще: поставки нефти со 100% пошлиной приведут к резкой убыточности нефтепереработки, поскольку глубина переработки нефти на белорусских НПЗ не превышает 70% и далека от европейской, уровень которой составляет 92%.
В целях компенсации резкого роста затрат на покупку российской нефти белорусская сторона рассматривает возможность увеличения ставки транзита российской нефти почти в 10 раз до $45 за 1 тонну.
Ваши предприятия – за ваши деньги
Однако Россия пока не проявила никаких признаков готовности пойти на некое изменение своих условий поставки нефти в Беларусь, которые подробно изложил 18 декабря российский вице-премьер Игорь Сечин. До сих пор нет никакой реакции и на письмо А.Лукашенко, который второй раз за всю историю нефтегазовых отношений с Россией избрал именно такой способ общения с лидером РФ. Свое первое письмо Лукашенко написал Путину в 2004 году в разгар газовой войны.
Не дождавшись к концу минувшего года подписи белорусской стороны под протоколом, который позволил бы осуществлять в первые 2-3 месяца текущего года беспошлинную поставку нефти в Беларусь в зачет упомянутых 6,3 млн.тонн и продолжения переговоров, Россия заняла жесткую позицию – с 1 января 2010 года поставки нефти и нефтепродуктов из России в Беларусь осуществляются на условиях включения в цену 100% экспортной пошлины.
От сюсюканий Россия перешла к методам жесткого воспитания. Следует напомнить фразу, озвученную главой Минэнерго РФ Сергеем Шматко в начале декабря 2009 года: «У нас разработано отраслевое предложение белорусским нефтяникам, которое связано с тем, что продолжение… льготного режима (поставок нефти) будет связано с вхождением российской компании в нефтяную инфраструктуру на территории Белоруссии". Речь шла о возможном участии Лукойла или Роснефти в приватизации ОАО «Нафтан» при условии его реальной рыночной оценки.
Намек был сделан вполне понятный. Но Беларусь сделала вид, что этот намек не услышала, продолжая твердить о возможности продажи этого предприятия (или его контрольного пакета – под продажей Лукашенко зачастую имеет в виду именно продажу контроля, а не всего предприятия) с нагрузкой в виде «прицепа» ОАО «Полимир» за 3 млрд. долларов. Также озвучивался вариант передачи этого комплекса в трастовое управление на 3 года с возможностью дальнейшей продажи.
Оспаривать цену, названную Лукашенко, бесполезно. Этот урок уже хорошо был усвоен при покупке 50% пакета акций ОАО «Белтрансгаз», за который Беларусь запросила 2,5 млрд. долларов. И тогда Россия пошла иным путем: она согласилась с белорусской ценой, но при этом вынудила Беларусь согласиться с повышением цен и постепенным переходом с 2007 года на равнодоходные цены на газ. Сумма денег, которые за период поэтапного закрытия сделки по продаже Белтрансгаза (4 года) Беларусь дополнительно потратила на оплату дорожающего российского газа, составляет примерно 2,5 млрд. долларов. По сути, покупку 50% акций Белтрансгаза Россия оплатила белорусскими деньгами.
Нафтан безусловно представляет интерес для российских компаний, и поэтому Москва не будет оспаривать выдвинутые Лукашенко условия по продаже этого нефтеперерабатывающего завода. Россия применит ту же схему, как и в случае с Белтрансгазом. Три миллиарда – значит три миллиарда. Примерно в такую сумму и оценивается разница платежей в бюджет РФ при поставках нефти в Беларусь на белорусских или российских условиях.
В случае согласия с российскими условиями поставки нефти белорусские власти будут вынуждены прибегнуть к приватизации, выставив на продажу в том числе и Нафтан. И Россия примет участие в этой сделке на белорусских условиях, оплатив покупку акций НПЗ…белорусскими деньгами.
С точки зрения чистых денежных потоков Россия ничего не выигрывает (как и не теряет Беларусь) – дополнительные доходы, полученные от повышения цен, уходят обратно в Минск в виде платежей за акции. Однако в итоге Россия, хоть и частично, но получает в собственность ключевые предприятия, позволяющие не только усилить контроль над нефтехимической сферой Беларуси и транзитом энергоресурсов в Европу, но и в максимально возможной степени изменить статус белорусского нефтяного офшора с политического на экономический со всеми вытекающим последствиями…