Последнее обновление: 20.02.2020 19:46

Новый министр экономики РБ пиарится на либерализации ценообразования

Недавно назначенный на должность министра экономики Николай Снопков продолжил будоражить правительство «неординарными» предложениями, которые, по его мнению, помогут экономике Беларуси справиться с утвержденным прогнозом на 2010 год, показавшийся многим чиновникам, экспертам и международным финансовым институтам чрезмерно оптимистичным – читай, невыполнимым.

На этот раз на заседании президиума Совмина министр не стал критиковать работу правительства, а предложил лишить возглавляемое им министерство одной из главных функций – контроль над ценообразованием.

"Министерство экономики предлагает отменить действие основных положений по составу затрат при ценообразовании и оставить их в качестве рекомендаций. Предлагается также сократить перечень товаров, где государство регулирует цены. Предлагается также отменить требования экономического обоснования уровня цен и тарифов и сохранить их только в отношении регулируемых цен и монополистов", - заявил Снопков, представляя проект плана действий правительства и Нацбанка по достижению установленных на 2010 год заданий по росту ВВП на 11-13%.

По мнению Снопкова либерализация ценообразования и формирования себестоимости являются первоочередными мерами, которые необходимо воплотить в жизнь до февраля 2010 года.

"Сложность прогноза роста экономики на 2010 год требует неординарного подхода", - пояснил Снопков свой радикализм.

Впрочем, не обошлось без поручений другим министерствам. Помимо упомянутых мер по либерализации ценообразования министр также высказался за введение в Беларуси системы поощрения руководителей предприятий, включая выплату бонусов по итогам года и иные инструменты.

"Материальный стимул для руководителей и управленцев - это один из основных факторов заинтересованности в достижении результатов. Министерство труда и соцзащиты должно разработать и предложить в январе 2010 года новые эффективные схемы материального стимулирования управленческого звена, в том числе предусматривающие расширение прав нанимателей в использовании социальных пакетов, бонусов и других инструментов», - заявил Снопков.

Вместе с тем, он предложил усилить ответственность руководителей предприятий.

«…полагаем целесообразным в кратчайшие сроки республиканским органам управления и облисполкомам перезаключить контракты с руководителями со сроками окончания 1 января 2011 года, предусмотрев в них обязательства по выполнению темпов роста производства, выручки от реализации продукции (работ, услуг, экспорта, заработной платы)".

Кроме того, Снопков считает нагрузить валообразующие предприятия работой по подготовке в сжатые сроки бизнес-планов на 2010 год.

"Минэкономики полагает, что необходимо в январе завершить разработку бизнес-планов производственно-хозяйственной деятельности предприятий, их согласование и утверждение. Причем планы должны быть подкреплены кредитными соглашениями с банками, а объемы реализации продукции - контрактами", - заявил Снопков.

По его словам, это поможет оценить достаточность заложенных в бизнес-планах параметров для выполнения прогнозов в целом по экономике.

По сути, выступая с предложением отказаться от регулирования цен, министр экономики признал, что вступившее в действие с ноября т.г. постановление Минэкономики №141 не является документом, призванным, как утверждали многие чиновники, осуществить прорыв в либерализации ценообразования в Беларуси. В случае принятия госрешения по отмене регулирования цен, полностью передающего прозвучавшее сегодня на Совмине предложение, Снопков может прослыть одним из главных рыночных реформаторов белорусской экономики.

Однако, не обошлось сегодня и без порции пиара. Так, предлагая отменить действие основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость, министр не сказал ничего нового – данная идея в той или иной степени прописана в Особенной части Налогового кодекса, которая успешно прошла через белорусский парламент и в ближайшее время должна отяготиться подписью А.Лукашенко.

Не веет новизной и от предложения Снопкова по выплате бонусов топ-менеджменту белорусских предприятий. Стоит вспомнить указ №49 от 23 января 2009 года и постановление Совмина №1476 от 13 ноября 2009 года, предусматривающие «усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности».

Что же касается бизнес-планов, то местные органы власти уже на практике реализовали идею министра. Так, облисполкомы, райисполкомы и горисполкомы, а в Минске администрации районов уже довели до предприятий, независимо от их формы собственности, планы по росту объемов производства и рентабельности, а также в рекомендательно-приказном порядке предложили предприятиям, включая частные и малые, провести защиту бизнес-планов на 2010 год.

В ходе совещания Снопков также предложил оказывать бюджетную поддержку экспортерам в виде компенсации затрат по участию в зарубежных выставках, надеясь таким образом спровоцировать «экспортную экспансию». Единственный возможный в данном случае комментарий – надежда умирает последней…

Вместе с тем порадовал Снопков и критикой в адрес чересчур распиарившегося в этом году Парка высоких технологий, резиденты которого наслаждаются оффшорным статусом.

"…должной отдачи от деятельности парка пока нет", - заявил Снопков.

По его данным, экспорт услуг ПВТ составляет всего $100 млн. В этой связи министр предложил администрации парка разработать среднесрочную программу ускоренного развития услуг в области информационных технологий.

Высказался министр и по теме приватизации, не получившей «необходимого ускорения в 2009 году». Но по этому важному для страны вопросу все заявления Снопкова свелись к банальным призывам и лозунгам, которые по идее должны вызвать прилив энтузиазма у чиновников.

"Привлечение инвестиций через механизм приватизации приобретает особую актуальность", - заявил Снопков, как будто такая мысль больше никому не приходила в голову.

«Капитал крупных мировых брендов и транснациональных корпораций", "проработка с инвесторами", «предоставление инвесторам земельных участков без аукционов», «дальнейшее совершенствование приватизационного законодательства» с учетом рекомендаций международных финансовых институтов, сокращение перечня объектов в госсобственности, безвозмездная передача недвижимости частному бизнесу - все это уже годами проговаривается чиновниками различного уровня на всевозможных мероприятиях.

Однако пока все приватизационные сделки с участием акул мирового бизнеса заключаются лишь после того, как этим акулам предоставляется возможность заплыть в кабинет А.Лукашенко. В итоге план поступления денежных средств в бюджет от приватизации в этом году выполнен только на 12,5%.

В целом, судя по сообщениям официальных источников, выступление Снопкова прозвучало весьма «неординарно» - типа «мощно задвинул». Через пару месяцев можно будет сказать, способны ли белорусские власти, включая товарища Снопкова, столь мощно реализовать озвученные сегодня предложения или же «имиджевое» выступление министра стало обычным плагиатом речей А.Лукашенко, из года в год пестрящих одними и теми же невыполнимыми обещаниями и угрозами.

<Ноябрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Декабрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Экономика