Совет директоров КАМАЗа в минувшую пятницу утвердил программу развития на 2010-2013 годы, согласно которой выручка этого крупнейшего российского производителя грузовиков увеличится вдвое - до 128,9 миллиарда рублей, а инвестиции составят 19,7 миллиарда рублей. Эти амбициозные планы вкупе с информацией о возможном скором увеличении германским автоконцерном Daimler доли в КАМАЗе с нынешних 10% до 15-16%, а к 2018 году - до контрольного пакета привели к росту акций, хотя и не столь бурному, как в сентябре, когда стало известно о желании "Ростехнологий" получить контроль в предприятии.
Стратегическая программа КАМАЗа предполагает, что ощутимый подъем экономики России и традиционных стран-импортеров автомобильный техники предприятия начнется с 2011 года, при этом полное восстановление объемов продаж на внутреннем и внешних рынках будет достигнуто не ранее 2013 года.
Стратегические цели КАМАЗ поделил на среднесрочные - до 2013 года и долгосрочные - с 2013 до 2018 годов.
"Было весьма бурно, было утверждение программы развития, были приняты весьма важные решения, создания нового автомобиля, чтобы доля КАМАЗа была не менее 50% на внутреннем рынке и 20% на внешнем рынке", - заявил, комментируя итоги заседания совета, глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов.
Основные стратегические установки новой программы развития КАМАЗа предполагают сохранение до 2013 года платежеспособности компании в период кризисных явлений в экономике, существенное улучшение потребительских свойств существующего модельного ряда, фокусирование на ключевых компетенциях и разделение инвестиционных затрат со стратегическими партнерами.
В частности, предполагается, что объем продаж КАМАЗа по базовому сценарию в 2010 году составит 27,2 тысячи автомобилей, а к 2013 году вырастет до 46,1 тысячи машин. В то же время по оптимистическому сценарию продажи грузовиков в 2010 году достигнут 32 тысяч штук, а в 2013 году - 66,5 тысяч штук.
Финансовая часть программы КАМАЗа также предусматривает рост объемов выручки. Так, с 2010 по 2013 год объем выручки от реализации продукции достигнет 128,9 миллиарда рублей по МСФО, что будет вдвое больше показателей 2010 года. Показатель EBITDA в 2013 году составит 15,1 миллиард рублей, что выше показателей 2010 года в 7,5 раз.
Однако в стратегии КАМАЗа отмечается, что операционный убыток группы, который в 2009 году составит, по предварительным оценкам, 1,5 миллиарда рублей, сохранится и в 2010 году, уменьшившись до 332 миллионов рублей. А выйти в плюс компания планирует в 2011 году, когда операционная прибыль прогнозируется в 2,2 миллиарда рублей.
К 2013 году 80% продаж КАМАЗа должно приходиться на внутренний рынок, а 20% на внешний. Для этого компания намерена запустить до 2013 года новые модели автомобилей.
Что касается интеграции, то, похоже, компания устойчиво движется в направлении Daimler, который в конце 2008 года купил у "Тройки Диалог" за 250 миллионов долларов 10% КАМАЗа.
"Daimler не прекращал с нами переговоры с того момента, как были проданы 10% акций. Сейчас мы ведем переговоры об увеличении доли Daimler в КАМАЗе до 15-16%, а к 2018 году - до контрольной. Цена сделки остается на уровне 2008 года, когда были проданы 10% акций", - сказал Чемезов журналистам.
В свою очередь управляющий директор группы компаний "Тройка Диалог" Сергей Скворцов отметил, что "Тройка" летом текущего года официально предложила Daimler и "Ростехнологиям" купить 13,2% акций КАМАЗа, при этом у Daimler есть преимущественное право выкупа.
"5-6% - это разница в ценах. По той цене, которую мы просим, Daimler готов купить минимальный пакет акций", - сказал Скворцов.
Цена акций КАМАЗа на ММВБ в конце декабря 2008 года составляла 22,4 рубля, в пятницу на 14.15 мск - 70,6 рубля. При этом еще в сентябре текущего года котировки находились на уровне 37 рублей за акцию.
На последнем заявлении Чемезова о том, что Daimler ведет переговоры о покупке еще 5-6% КАМАЗа, акции компании на ММВБ в пятницу начали резко расти. На 14.10 мск подъем составлял 4,15%, тогда как до этого котировки находились в отрицательной области. Впрочем, потом рост немного замедлился - до 3,42% на закрытии торгов.
Самый бурный рост акций КАМАЗа на бирже произошел в сентябре этого года после появления информации о том, что "Ростехнологии" хотят увеличить свою долю в КАМАЗе с нынешних 37,8%, выкупив у "Тройки" 13% акций автопроизводителя. На этой новости за неделю сентября акции подорожали более чем вдвое, на пике поднимаясь до 88 рублей. Затем ажиотаж немного спал, и с тех пор бумаги КАМАЗа торговались на ММВБ на уровне 65-70 рублей за акцию.
Стратегической программой компании предусматривается экспансия предприятия на внешние рынки. В частности, как отметил в пятницу гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, кроме Индии и Вьетнама, рассматривается возможность организации производства в странах Латинской Америки, таких как Венесуэла и Куба.
В свою очередь Чемезов добавил, что после 2013 года компания намерена также выйти со своей продукцией на рынки Европы.
Кроме планов на ближайшие годы, в программе содержится прогноз и на более долгий срок, в частности до 2018 года.
Основными долгосрочными целями КАМАЗа совет директоров признал необходимость создания принципиально нового модельного ряда, достижение полной адаптивности компании, ее способности изменять параметры бизнеса в зависимости от ситуации на рынке, обеспечение сбалансированных финансово-экономических показателей на уровне не ниже среднеотраслевых и стратегическое партнерство с мировыми лидерами.
Ключевыми компетенциями совет директоров автопроизводителя признал необходимость разработки, производства и организации послепродажного обслуживания автомобилей полной массой более 8 тонн и их основных узлов, производство и обслуживание автобусов и сельскохозяйственной техники совместно со стратегическими партнерами.
При этом рассматривается возможность вывода в аутсорсинг производств цветного литься, мелкой штамповки. "Получи дальнейшее развитие совместно с партнерами производства агрегатов мирового уровня", - отмечается в материалах стратегии.
Из слова Чемезова следует, что в 2018 году контролировать КАМАЗ, возможно, будет уже Daimler.