Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

У центробанков Беларуси и Ирана есть поводы для беспокойства

Почти три года ушло на подготовку и согласование меморандума о взаимопонимании между центробанками Беларуси и Ирана в области банковского надзора, который сегодня подписали глава Нацбанка РБ Петр Прокопович и глава Центробанка Ирана Махмуд Бахмани. Лед тронулся, хотя на первый взгляд ничего экстраординарного в этом рутинном документе нет.

С одной стороны экономическое сотрудничество двух стран вызывает понятный скептицизм. За долгие годы сторонам не удалось достичь некого прорыва – ежегодный товарооборот только подбирается к отметке в $100 млн. Столь низкий результат можно объяснить закрытым характером экономик и политическими особенностями двух стран-изгоев.

В силу этих обстоятельств стороны не могут похвастаться высокой степенью доверия друг к другу, поскольку в силу вышеупомянутых причин слишком хорошо понимают, чего на самом деле стоят агитпроповские заявления своих руководителей и чиновников, озвучивающих, как правило, мечты, а не реальность. В качестве примера можно привести заявление М.Бахмани на вчерашней встрече с белорусским премьером С.Сидорским.

"Наш товарооборот в прошлом году составил почти $100 млн… Мы обязаны довести уровень товарооборота минимум до $1 млрд… Очень благоприятные условия для инвестиций и в нашей стране, и у вас", - не унывал вчера глава ЦБ Ирана.

"(приняты) все необходимые меры для того, чтобы в стране (Беларуси) присутствовал иранский капитал… есть перспективы для того, чтобы проекты, которые отрабатываются в Беларуси и Иране, активно работали. Есть надежда, что эти проекты будут более эффективно работать, и мы с вами обсудим вопросы, которые для этого необходимо решить", - вторил ему премьер Беларуси.

В январе-сентябре 2009 года товарооборот между Ираном и Беларусью составил $48,1 млн. На фоне такого показателя заявления о миллиарде вызывают лишь усмешку. Как и отдельные проекты, которые не приживаются в первую очередь в Беларуси.

Одним из таких является организация сборочного производства иранских автомобилей «Саманд» на базе СП ЗАО «Юнисон». С начала года завод собрал чуть более 140 автомобилей, продав при этом на внутренний рынок около сотни.

До настоящего времени не подписан инвестиционный договор между Беларусью и иранской компаний Азараб о разработке месторождений мела «Подкаменье» и «Широкое» в Гомельской области и строительстве цементного завода. Азараб выиграла тендер еще весной 2008 года, а в мае 2009 года был подписан соответствующий указ А.Лукашенко.

Вместе с тем буквально за год в Беларуси были зарегистрированы два банка с почти 100% иранским капиталом. Так, 12 сентября 2008 года произведена государственная регистрация ЗАО "ТК Банк" с долей иранского капитала в 96%, а 16 октября 2009 года в Беларуси зарегистрировано ЗАО «Онербанк» со 100% иранским капиталом. Следует отметить, что оба банка не ставят своей целью предоставлять банковские услуги физическим лицам, сконцентрировав свою работу на обслуживании иранских компаний и совместных белорусско-иранских проектов (на 1 января – 6 СП и 18 иностранных предприятий).

Планов - громадьё

Нужны ли два банка для обслуживания товарооборота в $48,1 млн., с которым вполне под силу справиться БПС-Банку и Белвнешэкономбанку. Но, планов и проектов у сторон, как обычно, - громадьё, причем настолько дорогостоящих и амбициозных, что многие инвесторы с мировыми именами вряд ли бы взялись за их осуществление.

В перечне таких проектов строительство компанией Кейсон гостиничного комплекса на территории, прилегающей к Нацбиблиотеке, и транспортно-логистического комплекса «Прилесье» в СЭЗ «Минск», компанией Дидас - многофункционального комплекса «Червенский рынок» на земельных участках самого рынка и ОАО «Сукно», а также создание производства медной катанки на базе ОАО «Ритм» (Речица).

Уместно вспомнить о разработке белорусской стороной нефтяного месторождения Джофеир в Иране с участием РУП «ПО «Белоруснефть». Проект на слуху уже три года, однако в настоящее время ведется только бурение первой скважины.

Впрочем, реализацию упомянутых проектов тормозит не только слабое доверие между сторонами. Но и отсутствие денег на их реализацию. Все проекты, в том числе и разработку Джофеир, можно смело записать в категорию девелоперских – так называемые инвесторы способны профинансировать лишь первоначальный этап – административные процедуры (подготовка, разработка, проектирование, получение разрешений, лицензий и т.д.).

С началом реального строительства/добычи всем участникам этих проектов придется к финансированию привлекать внешних инвесторов, которые не спешат со своими деньгами в такие страны как Беларусь и Иран. А потому нельзя исключать повышенный интерес к участию в этих проектах со стороны так называемых сомнительных по происхождению капиталов. Да и сами проекты в условиях кризиса является объектами повышенного инвестиционного риска.

В этой связи банковский надзор, помимо стандартной международной практики, над денежными потоками между странами и вовлекаемыми в данные проекты не помешает ни ЦБ Ирана, ни Нацбанку Беларуси. И вовсе не ради лишней бумажки белорусский регулятор передал иранской стороне для рассмотрения проект соглашения об организации информационного обмена и подготовки кадров в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.



<Октябрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Ноябрь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Экономика